2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Музыка в нашей жизни

Дорогие ребята!

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной стала бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка? Исчезли бы горн и барабан в пионерской дружине, исчезли бы все музыкальные театры, все хоры и все оркестры, музыка перестала бы звучать по радио и телевидению, с экранов кино и с грампластинок.

Музыка — это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбодрить уставших в походе туристов и успокоить малыша! Разве это не чудо? А как иначе, если не чудом, назовем мы симфонию, в которой сто разных инструментов сливают свои несхожие голоса в такое цельное и стройное звучание, словно это звучит один стоголосый инструмент? А опера — это удивительное искусство, в котором объединяются и музыка, и литература, и живопись, и хореография, и театрально-актерское мастерство... Разве это не чудо — прекрасное и увлекательное!..

Вспомните, как звучит по утрам в летнем лагере зов пионерского горна. Никакие другие звуки не смогли бы заменить этот волнующий звук горна, его мелодия-сигнал не только будит пионеров, но сразу же вселяет в них радостную бодрость. Разве это не маленькое чудо?

А что же тогда придется сказать про лучшие творения великих композиторов, потрясающие сердца и души великого множества людей во всех концах земного шара! Многие из вас, вероятно, не раз слышали о том, какими словами выразил В. И. Ленин свое отношение к одному из самых замечательных сочинений великого Бетховена, к его сонате для фортепиано, известной под названием «Аппассионата»: «Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!» Видите, так и сказал Владимир Ильич — «какие чудеса».

Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки — искусства очень древнего не мог жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки — песней, маршем и танцем. Но сколько прекрасной музыки заключено в этих простых, порой совсем небольших и незатейливых сочинениях!

Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим все, чем живут не только отдельные люди, но целые народы, все человечество. Мы ощущаем в музыке не только мир, в котором жили люди до нас, но, словно в чудесном зеркале, узнаем самих себя, свою жизнь.

Есть люди, которые думают, что музыка существует только для легкого развлечения. Такие люди из всех богатств музыкального искусства выбирают для себя только самое легкое, развлекательное, не вызывающее ни серьезных раздумий, ни глубоких душевных переживаний. Танец, джаз, эстрадная песенка — этим ограничивается музыкальный мир таких людей. Конечно, такая музыка нам тоже нужна, как нужна шутка, улыбка, веселый отдых. К тому же такая музыка тоже бывает и хорошей и увлекательной. Но представьте себе человека, чья жизнь состояла бы только из шуток, улыбок, отдыха...

Замечательный педагог и воспитатель Н. К. Крупская очень мудро и точно объяснила, для чего человеку нужно искусство (значит, и музыка) с самых ранних школьных лет. Искусство, сказала она, учит нас «яснее мыслить и глубже чувствовать». Вот тут уж одной развлекательной музыкой не обойтись. Научить нас яснее мыслить и глубже чувствовать, понимать и ценить красоту могут прежде всего творения великих мастеров и, конечно, глубочайшая основа музыкального искусства — народная песня.

Никогда еще, кажется, никто не спрашивал: как научиться понимать, как полюбить песню, марш или танец? Когда приходит к нам любовь к этой музыке и ее понимание, мы даже не замечаем. А вот о том, как полюбить и как научиться понимать более сложную музыку, ребята спрашивают часто. И говорят иной раз так: «Я очень люблю песни. А вот когда слышу серьезную музыку, мне делается скучно». Ошибается тот, кто так говорит. Ведь к серьезной музыке относятся и многие песни. Разве «Песня о тревожной молодости», «Бухенвальдский набат» или «Гимн демократической молодежи мира» — это не серьезная музыка?

«Серьезной» музыкой ребята чаще всего называют музыку без пения — музыку для разных инструментов, особенно для симфонического оркестра. Но среди любимейших музыкальных пьес ребят на первом месте, кажется, стоят «Танец маленьких лебедей» и «Неаполитанская песенка» Чайковского, написанные для симфонического оркестра, и «Турецкий марш» Моцарта, написанный для фортепиано! И эти пьесы относятся к самой настоящей серьезной музыке. Почему же они так легко слушаются и пользуются такой любовью даже у совсем еще неопытных слушателей? Потому что пьесы эти несложны. Но не только поэтому. Еще и потому, что в основе этих пьес лежат те самые песня, танец, марш, к которым мы привыкаем с детства. Они-то и становятся мостиками, по которым легче перейти в мир сложной музыки.

Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если большие и сложные сочинения не сразу покажутся вам понятными и интересными. Ведь большие и серьезные книги вроде «Войны и мира» Л. Н. Толстого становятся для вас понятными и интересными тоже не в детском, а уже в юношеском возрасте. Придет время, когда вы оцените всю потрясающую силу и глубину симфоний Бетховена и Чайковского, сонат Шопена и Прокофьева! А пока внимательно вслушивайтесь в музыку сочинений небольших и несложных. Такие сочинения в сочетании с толковыми пояснениями, которые помогут вам понять музыку, исполняются в телевизионных и радиопередачах для детей, в концертах, записаны на грампластинки. Те произведения, которые вас интересуют, старайтесь слушать по нескольку раз, внимательно вслушиваясь в них. И вспомните: сколько лет вы учитесь читать, понимать и любить книги? А для того чтобы научиться слушать, любить и понимать музыку, тоже нужно время. Незаметно приблизится день, когда вы скажете: «Я не представляю себе жизни без серьезной музыки!»

Поверьте мне, если вы пройдете мимо Баха, Моцарта и Бетховена, мимо Чайковского, Мусоргского и Прокофьева — эти великие музыканты не станут ни меньше, ни хуже, а вот сами вы потеряете очень много. Ведь музыка, как и хорошая книга, может стать вашим добрым и мудрым учителем, вашим верным другом, который никогда вас не подведет.

«Я так хотел бы жить по-человечески, широко и всесторонне. Я так хотел бы познать красоту в природе, в людях, в их творениях, восхищаться ими, совершенствоваться самому, потому что красота и добро — это две родные сестры». Думаю, многие будут удивлены, узнав, что слова эти были написаны в одиночной камере царской тюрьмы стойким революционером Феликсом Дзержинским.

Вспомните, как в 1970 г. весь культурный мир праздновал 200-летие со дня рождения Бетховена и как в финале своей Девятой симфонии, в этой грандиозной «Оде радости», он вновь и вновь обращался к человечеству с призывом слиться в братской дружбе: «Обнимитесь, миллионы!» А теперь вдумайтесь в удивительные слова, написанные Дзержинским из той же тюрьмы и посвященные его новорожденному сыну: «Когда он вырастет, жизнь еще более заострит его зрение и слух и расширит чувство любви к людям, и он действительно сольется с миллионами, поймет их, и их песнь станет его песнью, и он проникнется музыкой этой песни и поймет, осознает подлинную красоту и счастье человека».

Такие слова не могут не взволновать и о многом заставляют задуматься. Ведь в этих словах слились воедино и музыка, и поэзия, и политика, и целое мировоззрение! А какое богатое содержание кроется за простыми словами Г. В. Чичерина — одного из первых наркомов иностранных дел молодой Советской России, известного и как автор одной из самых лучших во всей мировой литературе книг о Моцарте: «У меня была революция и Моцарт...»

Стремление к красоте как к добру, объединение этих двух понятий — эстетики и этики — было одной из характернейших черт русских революционеров. Эту черту можно назвать ленинской, ибо никто так высоко не оценивал роль искусства в революционном переустройстве мира, как Ленин, понимавший, что без эстетики, без искусства трудно решить многие этические, нравственные проблемы. Поэтому так естественно и сливаются в приведенных высказываниях слова «красота и добро», «красота и счастье человека», «революция и Моцарт».

Любите музыку, дорогие мои друзья!

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru