2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Как хранят и изучают памятники изобразительного искусства и архитектуры

На специалистах по охране памятников, работающих в музеях, реставрационных мастерских и лабораториях, в строительно-реставрационных мастерских, лежит ответственность перед будущими поколениями: они должны обеспечить сохранность прекрасных творений прошлого.

К решению задач по сохранению памятников привлечены все отрасли современной науки. В тесном сотрудничестве работают художники, скульпторы, биологи, химики, физики, рентгенологи, фотографы. Они превращают черные холсты в чарующие красками картины, груду черепков в изящные сосуды; они возвращают рваным кускам ветоши красоту драгоценных тканей.

Рассмотреть в отдельности каждый слой живописи на картине помогает рентген и фотосъемка в ультракрасных лучах. Продлить на сотни лет жизнь деревянных изделий, конструкций, памятников зодчества помогают поламеры. Прощупать стену, определить пустоты, новую кладку призван ультразвук. Но сделать самое трудное и самое главное — вернуть памятнику его утраченную красоту — могут только искусные руки.

Каждое произведение имеет свои характерные заболевания, а каждая болезнь — свой метод лечения. У картин, написанных темперой и маслом на холсте (см. ст. «Живопись»), поверхность темнеет до черноты, так, что порой даже нельзя рассмотреть изображение. С этим дефектом реставраторы справляются успешно. Определив, каким лаком или каким маслом художник покрыл картину после ее окончания, реставратор подбирает растворитель и с помощью тончайшего скальпеля удаляет загрязненные лаки и масла. Иконы обычно темнеют от времени, сырости и копоти. Пока иконы висели только в церквах, древнерусскую живопись мало изучали. После Великой Октябрьской революции иконы стали собирать в музеи, расчищать, освобождать от живописи, более поздней и лишенной художественных достоинств. Так мы познакомились с «Троицей» А. Рублёва, с замечательной иконой XII в. «Дмитрий Солун-ский». Это было подлинное открытие искусства Древней Руси.

Полотно, на котором написана картина, часто бывает прорвано., а холст поражен грибковой плесенью. В этом случае проводится дезинфекция холста и он наклеивается, частично или полностью, на новое основание. Живопись, выполненная на досках, имеет свои заболевания. Доска поражается жучком-вредителем, грибками. Ее приходится дезинфицировать и пропитывать составом, безвредным для живописи и укрепляющим дерево.

Живопись акварелью, рисунок, гравюры большей частью выполняют на бумаге.

Но бумага рвется, ее куски теряются, бумагу губит грибковая плесень. Реставраторы обычно подыскивают в архивах бумагу такого же сорта и подклеивают ее под разрывы и места, где не хватает краски. Но в последнее время все более совершенствуется способ наращивания бумажной массы.

Перед реставрацией произведения искусства проходят длительный цикл исследований. И окончательное решение о методах лечения «больного» принимает совет реставраторов. Во время этих исследований открываются необычайные явления. Часто под одним слоем живописи сохраняется другой, более древний, а под ним еще один — и так до нескольких слоев. Отчего это получается? В одних случаях художник, недовольный своей живописью, сам переписывал изображение, в других по прошествии какого-то времени художник, уже другого поколения, «улучшал» оригинал по своим художественным представлениям. А бывало, что верхний слой, покрывающий живопись, настолько разлагался и чернел, что владелец картины специально заказывал ее обновление.

В истории реставрации известен поразительный случай. Однажды, исследуя одно из старых полотен с изображением Емельяна Пугачева, реставраторы установили, что первоначально на нем была изображена Екатерина II.

Фреска в подавляющем большинстве случаев начинает разрушаться вместе с грунтом. Главный враг ее — сырость. Мелкие капельки влаги замерзают, превращаются в лед, разрывают грунт, отрывают его от стены. Из влаги выделяются соли, и в этом случае живопись покрывается белым налетом — ямчугой. Масляная живопись, которой часто переписывают поврежденные фрески, также создает благоприятные условия для накопления влаги в капиллярах грунта.

Монументальная живопись, выполненная темперой или клеевыми красками, в неблагоприятных условиях превращается в пыль: уничтожается связующий красочный пигмент — желток или клей.

Художник-реставратор тщательно изучает, в каких местах отстал грунт, в каких распыляется красочная поверхность, а в каких наблюдается то и другое заболевание. В первую очередь укрепляют красочный слой. Затем, если нужно, заделывают трещины: если живопись на холсте — приклеивают новый холст, если на штукатурке — отставшие места примораживают к стене. После укрепления красочного слоя и грунта живопись промывают.

Художник-реставратор должен хорошо знать историю искусства и его стили, характерные эстетические и технические признаки различных школ живописи, артелей живописцев и отдельных художников. По архивным документам и по литературе реставратор выясняет о памятнике все, что можно о нем узнать: время исполнения, имя автора, технические особенности. Он выясняет также, не была ли стенопись когда-либо переписана. Если да, то делается послойная расчистка. Иногда бывает три-четыре слоя записи, выполненных в разных художественных манерах, в разной красочной тональности; иногда сюжет новейшей записи не соответствует сюжету древней записи. Неутомимый экспериментатор Леонардо да Винчи при создании фрески «Тайная вечеря» применил новый, изобретенный им состав красок и новый способ грунтовки. Фреска вскоре начала разрушаться. Ее реставрировали многократно в разные века. Однако в результате этого роспись Леонардо в значительной мере потеряла свой первоначальный вид. Только недавно, в 50-х годах нашего столетия, реставраторам удалось расчистить ее от поздних записей и прекратить ее дальнейшее разрушение. И удалось им это потому, что они наконец разгадали секрет живописи Леонардо да Винчи, узнали, что он пользовался темперой, но добавлял в нее особую краску.

Но после удаления всех загрязнений и новых записей с настенной живописи многие краски оказываются стертыми. Тогда художник получает задание подобрать тональность красок и прикрыть все утраты, не задевая сохранившихся частей. Утраченные места восстанавливаются обычно акварелью, потому что ее без труда можно снять мокрой губкой и получить подлинник без всяких добавок.

Иногда художник наталкивается на утрату большой части древней живописи. Для сохранения образа он оставляет слой новой записи, отыскивая наилучшую связь между старой и новой живописью.

Великим подвигом, потребовавшим исключительного знания фресковой живописи, огромного терпения, трудолюбия, является реставрация фресок XIV в. в церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде.

В 1941 г. фронт прошел по Новгороду и его окрестностям. Уникальный памятник архитектуры — Успенский собор был разрушен и лежал в руинах. При пробных раскопках руин выяснилось, что часть фресок при падении стен уцелела. И вот осторожно, слоями стали удалять строительный мусор, а мелкие, средние и редкие крупные осколки штукатурки с фресками собирали на один планшет. А затем в искусных руках художника каждый осколок нашел свое место. Таким образом было спасено 150 м2 живописи.

Монументалисты-реставраторы за последние годы восстановили дворцы в Павловске, в Петродворце, Пушкине и др.

Реставрация памятника архитектуры начинается с изучения его физического состояния и причин заболевания. Изучаются архивные данные о памятнике, проводится его обмер, фотографирование, изучаются основания и фундаменты, техническое состояние конструкций стен и перекрытий. Если состояние памятника и документы о нем не позволяют спроектировать какую-нибудь часть здания, она восстанавливается по аналогии с другими памятниками того же времени.

За послевоенное время в целях сохранения и восстановления подлинного художественного облика памятников архитектуры проведены большие работы. Одним из ярких примеров может служить поиск памятников белокаменной Москвы, в результате которого были найдены и реставрированы белокаменные сооружения XV в. — собор Андроникова монастыря, церковь Лазаря в Кремле.

Большой заслугой ученых и реставраторов является открытие памятников жилой архитектуры и общественных зданий XVI — XVII вв., до революции совсем неизвестных. Примером могут служить два жилых дома на углу Кропоткинской и Метростроевской улиц в Москве, на фасадах которых после удаления новой штукатурки было обнаружено типичное для архитектуры конца XVII в. декоративное убранство наличников, карнизов.

Достижения советских реставраторов высоко оценены народом. Символ и сердце нашей Родины — Московский Кремль, храм Василия Блаженного сохранены благодаря их труду. Благодаря труду реставраторов засияли прежней красотой памятники древнего зодчества в Кижах, год от года хорошеющие памятники древних городов — Ростова Великого, Суздаля, Владимира, Новодевичий монастырь, новгородская «София», постройки Самарканда, дворцы Ленинграда,

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru