Народный художник СССР Владимир Александрович Серов детские годы провел в городе Весьегонске Тверской губернии (ныне Калининская область).
Любовь и интерес к изобразительному искусству были у него столь сильными, что он уже с 6 лет всегда твердо говорил, что хочет стать художником. В 1927 г. он поступил в Высший художественно-технический институт в Ленинграде. Уже со времени пребывания в институте и на протяжении всей своей жизни Серов всем своим творчеством утверждал жизненную правду, высокую идейность и реалистические традиции в искусстве, являясь ярким представителем искусства социалистического реализма. В 1931 г. Серов в качестве дипломной работы пишет эскиз картины «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году» и в том же году поступает в аспирантуру Академии художеств, где его руководителем был И. И. Бродский. В 1933 г. Серов пишет картину «Сибирские партизаны» (Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского). Вслед за тем одна за другой появляются его картины: «На Юденича» (1934), «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году» (1937; обе в Государственном музее Великой Октябрьской социалистической революции, Ленинград) и др.
Когда разразилась Великая Отечественная война, Серов возглавил Ленинградский союз художников и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков. Уже 26 июня 1941 г. на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника «Били, бьем и будем бить!». Затем последовали картины «Балтийский десант» (1942, Центральный военно-морской музей, Ленинград), «Фашистское рабство» (1941 — 1942), «Прорыв блокады» (совместно с И. А. Серебряным и А. А. Казанцевым, 1943; обе в ГРМ), «Расстрел («Этого мы никогда не забудем!» 1943, Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции, Ленинград).
В послевоенные годы Серов с неослабевающей энергией создает новые тематические картины, портреты, пейзажи, серии иллюстраций к произведениям русских классиков. Главная тема его произведений — Октябрьская революция и деятельность В. И. Ленина.
Вл. А. Серов. Ходоки у В. И. Ленина. 1950. Холст, масло. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.
В картине «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (вариант 1962, ГТГ), за которую художник был удостоен Государственной премии СССР, он изобразил залитый светом Актовый зал Смольного в ночь с 7 на 8 ноября 1917 г., когда в нем заседал II Всероссийский съезд Советов. Это произведение, являющееся гимном в честь рождения нового общественного строя, раскрывает идею великого единства Ленина и народа.
В картине «Ходоки у В. И. Ленина» (1950, Центральный музей В. И. Ленина, Москва), отмеченной Государственной премией СССР, великий вождь изображен в Смольном в первые послереволюционные дни тепло беседующим с крестьянскими ходоками, пришедшими за советом и помощью из далекой сельской глуши. Как и большинство других произведений художника, эту картину отличает точный, выразительный рисунок, завершенность и изящество языка живописи, колористическая гармония.
В картине «Зимний взят» (1954, ГТГ) Серов глубоко раскрывает эпоху, дает проникновенную характеристику рядовых участников революции. Значительными работами этой серии являются также картины «Ждут сигнала (Перед штурмом)» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И. Ленина» (1962 — 1964; все в ГТГ).
Выразительны и многообразны по манере исполнения иллюстрации, созданные Серовым к поэме «Слово о полку Игореве», «Войне и миру» Л. Н. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова и др.
Серов — художник-трибун, художник-борец. Опираясь на великое реалистическое искусство прошлого, он выступал как подлинный художник-новатор, утверждавший в своем искусстве коммунистические идеалы. В 1962 — 1968 гг. Серов был президентом Академии художеств СССР.
2i.SU ©® 2015