2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Урал Тансыкбаев(1904-1974)

Урал Тансыкбйев принадлежит к плеяде советских мастеров, во многом определивших облик пейзажной живописи 50 — 60-х годов. Творческий путь художника начался еще перед войной, когда советская узбекская живопись заявила о себе как об интересном и самобытном явлении в художественной культуре страны.

Уже тогда произведения Тансыкбаева обратили на себя внимание свежестью и оригинальностью сюжетов, почерпнутых из окружающей жизни. Но только в 50-е годы художник полностью обретает себя. В этот период он создает многочисленные полотна, посвященные природе Средней Азии.

У. Тансыкбаев. Утро Кайрак-Кумской ГЭС. 1957. Холст, масло. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.

В картине «Вечер на Иссык-Куле» (1951, Государственный музей искусств Узбекской ССР, Ташкент) господствует тихое, умиротворенное настроение. В то же время зритель ощущает величие раскинувшихся перед ним далей, рождающих особый подъем чувств.

Своеобразие Тансыкбаева-пейзажиста заключается в сочетании эпического размаха его картин и тонких лирических интонаций. Художник любуется горами, окаймляющими цветущие долины Узбекистана, он восторгается величавым покоем Сырдарьи, плавно несущей свои воды, он находит особую красоту в песчаных равнинах своей родины. Это ощущение величия и покоя как нельзя лучше передано в таких картинах Тансыкбаева, как «В Голодной степи» (1971, Министерство культуры СССР, Москва), «Сырдарья» (1955, ГТГ), «В горах» (1955, Государственный музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), «Пяндж вечером» (1965, Союз художников СССР, Москва), «Моя песнь» (1972), «Дорога в Чимган» (1973, обе в Министерстве культуры Узбекской ССР), и в других произведениях.

Нелегко художнику сочетать облик современных сооружений, имеющих ясные геометрические формы, с затейливыми очертаниями живой природы. Тансыкбаеву это прекрасно удалось в картине «Утро Кайрак-Кумской ГЭС» (1957, Государственный музей искусства народов Востока, Москва), содержание которой поистине символично.

Утро Кайрак-Кумской ГЭС в произведении действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР Урала Тансыкбаева — это утро всей Советской страны, готовой к новым великим свершениям.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru