2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

А. А. Пластов (1893-1972)

Недалеко от Ульяновска есть село Прислониха. Здесь каждый укажет вам дом, где много лет жил живописец, лауреат Ленинской премии, академик, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов. Конечно, художник часто уезжал из Прислонихи, иногда надолго. У него была мастерская в Москве, но именно отсюда из Прислонихи, где еще и сейчас живут герои его картин, начинался путь полотен, известных сейчас не только в нашей стране, но и в других странах.

Пластов писал пейзажи своей деревни, односельчан, которых очень хорошо знал, — доярок, почтальонов, подпасков, пытливых деревенских старожилов, вспоминающих под вечер на лавочке свою жизнь. Ему были очень близки их заботы, он мыслил так же, как и они.

На осенней выставке 1935 г. в Москве было показано несколько небольших картин Пластова. Они сразу же привлекли внимание публики своей самобытностью и правдивостью. О Пластове заговорили...

А. А. Пластов. Ужин трактористов. 1951. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей.

Теперь название большого волжского села, где с 1917 г. после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества жил, занимался крестьянским трудом и писал картины художник Пластов, хорошо известно любителям живописи. Здесь Пластовым написаны картины «Сенокос» (1945, ГТГ), «Витя-подпасок» (1951, ГРМ), «Весна» (1954, ГТГ) и др.

В грозном 1942 году гитлеровскиа орды рвались к берегам Волги. Именно тогда Пластов написал полотно «Фашист пролетел» (1942, ГТГ). Все тихо и спокойно кругом — и ясное небо, и стадо на опушке осеннего леса, и пожухлая трава. Поэтому так нелепа и страшна смерть пастушка среди этого мирного осеннего пейзажа...

В 1945 г. Пластов написал другую картину о суровой, нелегкой военной жизни. Она называется «Жатва» (ГТГ). Обедающие в поле жнец-старик и подростки изображены очень точно и сдержанно. Пластов любит цвет, конкретно характеризующий предмет, передающий отношение художника к тому или иному событию.

Из последующих работ художника особую популярность приобрел «Ужин трактористов» (1951, Иркутский областной художественный музей; вариант — 1961, ГТГ). Обыкновенный эпизод, но художник увидел и в нем поэзию, задушевность. Большую роль в создании такой атмосферы играет вечерний пейзаж.

Для картин Пластова очень характерна неразрывная связь человека с природой. Пейзажи в его картинах помогают понять тот мир людей труда, красоту которых художник утверждал своей простой, земной и сильной в выражении чувства жизни живописью.

О чем бы ни рассказывал Пластов, он писал просто, без претензий на красивость. Он редко изображал шумные празднества, его герои почти всегда заняты своими привычными делами, а не специально позируют. Он любил писать людей в страдные дни, за работой.

Излюбленных героев Пластова — крестьян видим мы и в иллюстрациях к поэме Некрасова «Мороз Красный нос» (1948). Живописная хроника села Прислонихи, созданная Пластовым, оказалась кровно связанной с жизнью всей нашей огромной страны.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru