«Творчество — это любовь к жизни!» — этими словами Вера Игнатьевна Мухина выразила свои этические и творческие принципы — принципы выдающегося советского скульптора-реалиста первой половины XX в.
В. И. Мухина. Академик А. Н. Крылов. 1945. Дерево. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Еще в начале своей деятельности В. И. Мухина принимала активное участие в проектировании революционных памятников (проекты памятников «Освобожденному труду», 1919; «Пламя революции», 1922, и др.). Она сыграла огромную роль в становлении и развитии историко-революционного жанра в скульптуре, да и всего советского искусства. В 1927 г. она сделала небольшую бронзовую фигуру «Ветер», интересную динамикой сопротивления человека стихиям, бурным порывам ветра. В этом же году она создала обобщенный образ крестьянской женщины в скульптуре «Крестьянка» (бронза; обе в ГТГ), олицетворяющей волю и мощь человека — хозяина природы.
Одновременно скульптор много сил отдает портрету. Среди лучших произведений Мухиной 30-х годов в этом жанре — портрет архитектора С. А. Замкова (1935, мрамор, ГТГ), в котором собраны типические черты человека советской эпохи. Мухина писала о замысле этой работы: «Кроме портретного сходства с человеком, я хотела воплотить в скульптуре синтетический образ строителя, его непреклонную волю, его уверенность, спокойствие и силу... Почетное и славное дело советского скульптора быть поэтом наших дней, нашей страны, певцом ее роста, воодушевлять народ силою художественных образов».
В 30-е годы Мухина много работала в области монументальной и декоративной скульптуры. Вершиной монументального творчества мастера была всемирно известная 24-метровая скульптура из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Сейчас эта великолепная скульптура — одно из лучших и популярнейших произведений советского искусства — находится в нашей столице Москве близ одного из входов на Выставку достижений народного хозяйства.
Юноша и девушка в стремительном движении возносят вверх эмблему Советского государства — серп и молот. Молодые и сильные, объединенные общим порывом вперед, они олицетворяют творческие, созидательные силы советского общества, его молодость и волю к победе.
Эти образы стали символом прогрессивных сил всего человечества, гимном во славу свободного человека-творца.
В этом замечательном произведении социалистического реализма Мухина выразила свое понимание скульптуры как искусства большого, значительного образа.
Такое отношение к скульптуре воплощено и в монументальных работах 30 — 40-х годов, лучшая из которых — романтически приподнятый образ М. Горького (1938 — 1939, бронза; этот памятник писателю установлен в городе Горьком в 1952 г.), и в серии портретов героев Великой Отечественной войны, а также деятелей науки, искусства, борцов за мир и прогресс (портреты полковника Б. А. Юсупова, гипс, 1942; бронза, 1947; хирурга Н. Н. Бурденко, гипс, 1943; бронза, 1947; кораблестроителя А. Н. Крылова, дерево, 1945, и др.; все три в ГТГ). В портретах Мухина выявляет типические черты современников — силу духа, волю к действию, высокое достоинство и гуманность.
Творческий путь действительного члена Академии художеств СССР, народного
художника СССР В. И. Мухиной — путь поисков монументального стиля и героического
образа, путь утверждения искусства социалистического реализма.
2i.SU ©® 2015