Посмотрев на портрет Владимира Андреевича Фаворского, на его умное лицо, окаймленное бородой, на проницательные глаза, хочется сказать — это философ. И первое впечатление не будет обманчивым.
В начале нашего века Фаворский учился живописи и графике в Мюнхене. Вернувшись в Россию, окончил Московский университет, перевел важную для художников книгу А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве», серьезно занялся графикой. Он стал подлинным художником книги, создавшим свою школу. Больше полувека Фаворский посвятил этому благородному делу. Он оформлял «Слово о полку Игореве» (1950), сочинения П. Мериме (1927 — 1935), «Рассказы о животных» Л. Толстого (1929 — 1931), «Жень-шэнь» М. Пришвина (1933), «Сонеты» У. Шекспира (1947), «Маленькие трагедии» А. Пушкина (1959 — 1961) и др.
За иллюстрации к «Слову о полку Игореве», а также «Борису Годунову» и «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина Фаворский был удостоен Ленинской премии. Фаворский предпочитал книги, где есть настоящие характеры, и понимал их удивительно глубоко. Он уделял огромное внимание облику книги в целом. Об искусстве книги он говорил, что оно «...в малом масштабе... тот же синтез, к которому мы стремимся в архитектуре, соединяя ее со скульптурой и живописью». Только вместо живописи и скульптуры здесь иллюстрация и шрифт. Откройте, например, «Маленькие трагедии» — и вы увидите, что каждый предмет, изображенный художником, живет в пространстве страницы, как в доме.
Интересно, что когда Фаворский пришел в монументальное искусство (фрески в Музее охраны материнства и младенчества в Москве, созданные совместно с Л. Бруни, 1933), то графическая по своему характеру живопись мастера весьма органично вошла в архитектуру...
В. А. Фаворский. Кутузов. 1945. Гравюра на дереве.
И. Д. Шадр. Булыжник — оружие пролетариата. 1927 (бронзовый отлив — 1947). Государственная Третьяковская галерея. Москва.
У Фаворского — художника книги — учились многие, но не менее значителен он и как автор станковых гравюр на дереве и линогравюр. В портрете Ф. М. Достоевского (1929) строгим и сдержанным штрихом выражены сосредоточенность, работа мысли писателя. В «Кутузове» (1945) — предельная ясность В гравюре «1919 — 1920 — 1921», как в поэме, одно сравнение спорит с другим, штрих отрывист. Это как бы романтический монтаж событий революционных лет. Фаворский каждый раз немного видоизменяет манеру исполнения. Он постоянно развивает и усложняет стиль своих работ.
Менее известен Фаворский как мастер театральной декорации. Но и в этой области он создал интересное произведение — остроумные и веселые декорации к «Двенадцатой ночи» У. Шекспира (1933; МХАТ 2-й, сейчас этот театр не существует). Фаворский — прекрасный рисовальщик, точный рисунок — основа его мастерства. Рисовал он всегда внимательно, словно боясь пропустить что-либо важное в характере человека. Его карандашные портреты художников — сложные и многогранные характеристики...
Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР
Фаворский — мастер нового типа, для которого не существует искусства великого
и второстепенного. Он с увлечением работал и в прикладном искусстве, и
в гравюре, и во фреске.
2i.SU ©® 2015