2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

А. А. Шовкуненко (1884-1974)

Шестидесятилетний творческий путь советского украинского живописца действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР Алексея Алексеевича Шовкуненко удивительно ясен, четок, прост: это путь художника, с первых самостоятельных шагов в искусстве заявившего о своей приверженности к реализму, к правде жизни и неизменно верного этой приверженности. Живопись Шовкунёнко, яркая, полная солнца и света, - воплощение душевной чистоты и оптимизма, свойственных советскому народу.

Портрет и пейзаж — жанры, в которых наиболее полно проявились творческая индивидуальность художника, его талант и мастерство.

Портретная галерея, созданная Шовкуненко, велика и разнообразна. Ему позировали украинские, кабардинские, башкирские писатели, молдавские колхозники и колхозницы, металлурги из Белорецка и Днепродзержинска, ученые, архитекторы, художники, артисты, седовласый полководец народных мстителей и юная партизанка... И каждый из его портретов — ярко очерченный, неповторимо индивидуальный характер, в котором выявлена главная, определяющая черта, присущая данному человеку, и вместе с тем черты, типичные для советских людей.

В середине 30-х годов в портретной живописи Шовкуненко обнаруживаются качественно новые черты. Она приобретает большое общественное звучание благодаря тому, что художник обращается к образам людей труда — рабочих, колхозников, деятелей искусства («Портрет кузнеца-ударника К. Бельцева», 1935; «Портрет фрезеровщиков-ударников Г. Гайдриха и Э. Рудашевского», 1935 — 1936).

Незадолго до Великой Отечественной войны Шовкуненко приступил к осуществлению большого замысла — к созданию галереи портретов выдающихся деятелей украинской культуры. Первым из них был портрет П. Г. Тычины (1941).

А. А. Шовкуненко. Портрет народной артистки СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут. 1947. Бумага, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В годы войны Шовкуненко продолжал писать портреты. В этих произведениях раскрыто то общее, что было присуще советским людям в годы войны: внутренняя собранность, сосредоточенность, подтянутость.

Ко второй половине 40-х годов относятся портреты дважды Героя Советского Союза генерал-майора С. А. Ковпака (1945) и партизанки Майи Вовчик-Блакитной (1947 — 1948), художника Г. К. Савицкого (1946), народной артистки СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут (1947) и других.

В лучших из портретов Шовкуненко конца войны и послевоенных лет особенно проявляется его умение подчеркнуть в характере человека главную, определяющую черту. У М. Ф. Рыльского это романтическая приподнятость, свойственная творчеству поэта, у С. А. Ковпака — отвага, мужество, у М. И. Литвиненко-Вольгемут — доброта, которой проникнуты незабываемые женские образы, созданные замечательной актрисой на украинской оперной сцене...

Серия акварелей «Днепрострой» (1930 — 1933) задумана как повествование о героическом трудовом подвиге советского народа. Это одно из произведений, утвердивших индустриальный пейзаж как новую, рожденную социалистической действительностью, разновидность советской пейзажной живописи. (Эти акварели, как и большинство других работ художника, хранятся в Государственном музее украинского изобразительного искусства УССР, Киев.)

Работы Шовкуненко последних лет — это преимущественно пейзажи, рисованные пастелью. И еще об одной из важнейших граней творческой личности Шовкуненко следует сказать: о его мастерстве педагога. За полвека своей педагогической деятельности Шовкуненко воспитал несколько поколений мастеров украинской живописи.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru