Художник Митрофан Борисович Греков был одним из первых советских художников, обративших свое искусство к событиям гражданской войны. Он сумел образно и ярко рассказать о ее подлинных событиях, о героических подвигах Красной Армии, в рядах которой он сам находился. В приказе наркома обороны, посвященном памяти художника, говорится: «...полотна художника Грекова с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром, красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащимися навстречу смерти и победе, — навсегда останутся ценнейшими живыми документами суровой и великой эпохи классовых битв».
Греков происходил из старинного казачьего рода. С детства он был знаком с тяжелым крестьянским трудом. После успешного окончания Одесского художественного училища Греков в 1903 г. был зачислен в Академию художеств в Петербурге. Ему посчастливилось учиться у великого русского живописца И. Е. Репина, а затем у художника-баталиста Ф. А. Рубо. В 1911 г. Греков закончил Академию, а в 1914 г. художник был призван в армию и отправлен на фронт.
Великая Октябрьская революция застала Грекова на хуторе Березовая Речка, где он поправлялся после тяжелой болезни, полученной на фронте. 1918 и 1919 годы, прожитые Грековым на Дону, в районе ожесточеннейших битв гражданской войны, развернули перед художником нескончаемую панораму человеческих судеб, характеров, поступков, которые помогли ему понять причины революционной борьбы народа со старыми, насквозь прогнившими порядками.
Находясь в белогвардейском тылу, Греков пишет картины «Бредут» (1919, не сохранилась) и «Корниловцы на привале» (1919, Государственный музей Революции СССР, Москва), в которых предсказывает гибель сил, враждебных народу.
С вступлением Красной Армии в Новочеркасск, где жил Греков, его жизнь и творчество становятся неразрывно связанными с ней. Дружба с К. Е. Ворошиловым и С. М. Буденным позволила художнику осознать масштабы происходящих событий, глубинный характер социальных сдвигов, происходивших в народных массах.
М. В. Греков. Тачанка. 1925. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Художник пишет правдивые картины о событиях гражданской войны, участником которых он был. Среди ранних произведений выделяется небольшое полотно «В отряд к Буденному» (1923), исполненное убедительной правды жизни. Знаменитая «Тачанка» (1925) донесла до нас стремительность неотразимой конноармейской атаки (обе в ГТГ).
Греков был непременным участником всех крупнейших советских выставок, и его картины, исполненные революционной романтики, часто были их идейным центром. Таковы «Трубачи Первой Конной армии» (1934, ГТГ), «Кавалерийская атака» (1927), «Знаменщик и трубач» (1934; обе в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва) и многие другие.
Грекова по праву считают основоположником советской батальной живописи, художником, оставившим нам боевую летопись Первой Конной армии.
Много работал Греков в области диарамного и панорамного искусства. В
1934 г. во время напряженной работы над панорамой «Штурм Перекопа» художник
скоропостижно скончался.
2i.SU ©® 2015