Сергей Тимофеевич Конёнков стал ярким и своеобразным художником еще в предреволюционный период. В своем искусстве он сумел выразить думы и чаяния прогрессивных сил русского общества. Его героико-романтические по содержанию и новаторские по духу произведения утверждали светлые демократические идеалы, прославляли человека — борца за народные интересы.
Героями произведений Конёнкова стали борцы за свободу, революционеры, которых скульптор увидел в 1905 г. на баррикадах восставшей Москвы. Все они полны непреклонного мужества, силы воли, чувства собственного достоинства. Это «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Крестьянин», «Славянин» (все — 1906, мрамор). В этих прекрасных произведениях воплощена нравственная стойкость людей из народа, людей труда, их вера в свое светлое будущее. Наиболее ярко эти черты выражены в образе чудесной простой девушки — «Нике» (мрамор, 1906).
Народные основы искусства Конёнкова отчетливо проявились и в его серии замечательных скульптур из дерева — исконном материале народных мастеров. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности.
В неповторимых по своей самобытности скульптурах, вырубленных из цельных стволов дерева, причудливо сочетаются сказочно-фантастические, фольклорные и реальные образы крестьянской Руси — «Старичок-полевичок», «Стрибог» (обе — 1910), «Жар-птица» (1915), «Нищая братия» (1917).
После Октябрьской революции Конёнков принял активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (цемент подцвеченный, 1918), выполненная для Кремлевской стены (ныне в ГРМ), и композиция «Степан Разин со своей ватагой» (дерево, 1918 — 1919) — первые значительные произведения советской монументальной скульптуры.
С. Т. Конёнков. Автопортрет. 1954. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
У Конёнкова был огромный дар психолога и лирика, который с особой силой проявился в портретных работах. Созданные Конёнковым портреты — это своеобразные биографии людей: такой философской глубиной и жизненной правдой они отличаются, так ярко выражают время. К ним относятся «А. М. Горький» (бронза, 1928), «Ф. М. Достоевский» (бронза, 1933), «И. П. Павлов» (мрамор, 1952), «М. П. Мусоргский» (мрамор, 1953).
Выразительны и полны поэтического ощущения современности его мраморные портреты «Ниночка» (1951), «Марфинька» («М. М. Пешкова», 1950), портреты людей труда — «Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева» (бронза, 1949). В «Автопортрете» (мрамор, 1954) скульптор убедительно выразил высокие представления о советском художнике — творце прекрасного, несущем свое вдохновение народу.
Среди декоративно-монументальных работ Конёнкова надо отметить скульптуры «Рабочий», «Крестьянка», «Текстильщица» (дерево, 1923), выполненные для павильона на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (1923). В 1953 — 1954 гг. ваятель создал фриз для здания Института геохимии Академии наук СССР имени В. И. Вернадского в Москве. Большое творческое достижение Конёнкова — скульптурное оформление (монументальные группы и рельефы) Музыкально-драматического театра в Петрозаводске (бронза, 1953 — 1954). Произведения Героя Социалистического Труда, действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий С. Т. Конёнкова собраны в музее его имени в Смоленске, в мемориальном музее-мастерской и в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а также в Государственном Русском музее в Ленинграде.
2i.SU ©® 2015