Один из наиболее известных скульптурных портретов В. И. Ленина — статуя "Ленин-вождь», находящаяся в Третьяковской галерее в Москве. Ее автор — Николай Андреевич Андреев.
Ленин представлен в позе оратора, утверждающим жестом опершегося на трибуну. Откинутая голова, твердый и вдохновенный взгляд, сжатый кулак руки — все говорит о непоколебимой силе духа и воле к действию. Творческая энергия, мудрость и простота Ленина сливаются воедино в этом величественном образе. Строгий стиль исполнения придает статуе внушительность и монументальность.
Николай Андреевич Андреев начал работать еще в дореволюционный период и проявил себя незаурядным портретистом. В изображении писателей Л. Н. Толстого (1905), Л. Н. Андреева (1904 — 1905; оба в ГТГ) скульптор показал себя глубоким и проницательным психологом. В памятнике Н. В. Гоголю Андреев выступает как одаренный монументалист (1904 — 1909, на Суворовском бульваре в Москве, возле дома, где жил Гоголь). Однако эта сторона его таланта могла полностью проявиться лишь после Октябрьской революции, когда по ленинскому плану монументальной пропаганды в стране стали проектировать и сооружать многочисленные памятники борцам за революцию и прогресс. В осуществлении этого плана Андреев принял активное участие.
Н. А. Андреев. В. И. Ленин. 1924 — 1929. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.
В 1920 г. он создал мемориальные доски с изображением Герцена, Огарева, Белинского, Грановского; в 1918 — 1919 гг. вместе с архитектором Д. Осиповым — обелиск «Советская Конституция»; в 1920 — 1922 гг. — памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву (перед старым зданием МГУ).
Но главным вкладом скульптора в развитие нашего искусства стала Лениниана — обширная серия скульптурных портретов Ленина, включающая свыше ста работ — от беглых этюдов до обобщенных монумента ьных произведений.
Над образом Ленина Андреев начал работать под впечатлением личных наблюдений. Начиная с 1918 г. на митингах, съездах, собраниях, где выступал или присутствовал Ленин, Андреев делал множество зарисовок с натуры. В мае 1920 г. он работал непосредственно в кабинете Ленина, перейдя от рисунков к пластике.
Наблюдая Ленина в различных ситуациях, Андреев присматривался, как он пишет, говорит с трибуны, беседует с людьми. А впоследствии скульптор показал нам Ильича в своей Лениниане, сумев передать главные черты Ленина — человека и вождя («Ленин пишущий», гипс, 1920, ГТГ; бронза, 1936, там же; «Ленин слушает доклад», гипс, 1924 — 1925; бронза, 1947, там же).
После смерти Ленина Советское правительство поручило Андрееву создать статую вождя. В поисках монументального образа Андреев выполнил серию портретов. Результатом всей этой работы и была статуя «Ленин-вождь» (гипс, 1931 — 1932, Центральный музей В. И. Ленина, Москва; мрамор, 1936, ГТГ) — одно из лучших произведений социалистического реализма по глубине образа и монументальности художественного воплощения.
Лениниана Андреева имеет огромное, непреходящее документальное и художественное
значение. Длившийся 14 лет, до самой смерти скульптора, работа над образом
вождя социалистической революции — это подлинный творческий подвиг художника,
замечательный пример гражданственного служения народу средствами искусства.
2i.SU ©® 2015