2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

И. Э. Грабарь (1871-1960)

Находясь в Государственной Третьяковской галерее в Москве или Государственном Русском музее в Ленинграде, вы не пройдете мимо жизнерадостных, полных света, гармонии, красоты картин, написанных Игорем Эммануиловичем Грабарём.

Искрится на солнце ослепительный снег («Сентябрьский снег», 1903), протянулись от обнаженных деревьев сине-голубые тени («Мартовский снег», 1904), розовым жемчугом переливается иней, застывший на ветках («Февральская лазурь», 1904), радует золотой убор осенних лесов с ярко-красной рябиной («Рябинка», 1915; все в ГТГ).

И. Э. Грабарь. Зимний пейзаж. 1954. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня: начало весны, торжественный восход солнца, хрустальная или нежная синева неба («Зимний вечер», 1903; «Вешний поток», 1904; «На озере», 1926; «Роскошный иней», 1941; все в ГРМ).

Рядом с пейзажами вы увидите портреты, свидетельствующие о глубоком постижении художником своей модели, проникновении во внутренний, всегда индивидуально-особенный мир человека. В 30-х годах Грабарь создает серию известных портретов русских ученых и представителей советского искусства: академика С. А. Чаплыгина (1935, Музей-усадьба «Абрамцево»), Н. Д. Зелинского (1932, ГТГ), композитора С. С. Прокофьева (1941, ГТГ). К тому же времени относятся: «Портрет сына», (1935) и «Светлана» (1933; оба портрета в ГТГ).

В 30-х годах Грабарь работает над образом В. И. Ленина. Так возникают картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина» (1938; обе в Центральном музее В. И. Ленина, Москва).

Грабарь был одним из первых русских художников, который отвел в живописи почетное место натюрморту. В его натюрмортах предметы написаны с восторгом перед их формой и цветом: «Неприбранный стол» (1907), «Груши на зеленой драпировке» (1922; обе в ГТГ), «Цветы и фрукты на рояле» (1904), «Голубая скатерть» (1907; обе в ГРМ).

Кроме прекрасных живописных произведений художник оставил много литературных и научных трудов. С уважением и вниманием перелистываем мы фундаментальные тома «Истории русского искусства», созданной Грабарём и научным коллективом возглавляемого им с 1944 по 1960 г. Института истории искусств Академии наук СССР.

Кроме этого, Грабарь написал великолепные книги и исследования, посвященные многим великим русским художникам. Грабарь стал новатором музейного дела. С 1913 по 1918 г. он возглавлял как избранный попечитель Третьяковскую галерею, а с 1918 по 1925 г. был ее директором. Он организовал научную опись экспозиции и фондов Галереи, увеличил, особенно в послереволюционные годы, ее собрание.

Грабарь был педагогом и воспитателем молодых художников. В 1937 — 1943 гг. он был директором Московского художественного института, в 1943 — 1946 гг. — директором Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Партия, народ, Советское правительство и широкая общественность высоко оценили заслуги Грабаря: ему было присвоено звание народного художника СССР.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru