2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

М. В. Нестеров (1862-1942)

Михаил Васильевич Нестеров в своем творчестве соединил два больших этапа художественного развития России: свой путь он начинал как последователь критического реализма в русской живописи второй половины XIX в., а закончил его как один из выдающихся мастеров социалистического искусства послеоктябрьской эпохи.

Ученик В. Перова и И. Крамского, в своих первых картинах Нестеров следовал традициям обличительного жанра («Домашний арест», 1883, частное собрание, Москва), пробовал свои силы и в исторической картине («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва).

Широкую известность принесли художнику картины «Пустынник» (1888 — 1889) и «Видение отроку Варфоломею» (1889 — 1890, обе в ГТГ), в свое время вызвавшие самые противоречивые оценки. Но ясно было одно — обе эти картины красноречиво говорили о тех идеалах, которые вдохновляли молодого Нестерова. Образ старца, ушедшего от мира, с его треволнениями и борьбой, погруженного в тихое, благоговейное созерцание природы («Пустынник»), образ экзальтированного мальчика, с непреложной верой глядящего на чудесное видение, благословившее его на подвиг («Видение отроку Варфоломею»), утверждали патриархальные формы жизни.

М. В. Нестеров. Портрет художников П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Такое умонастроение привело Нестерова в дальнейшем к тому, что он стал убежденным поборником возрождения давно уже пришедшей к упадку религиозной живописи. Многие годы жизни он посвятил церковным росписям и созданию произведений на религиозные темы. Большой талант художника, искренность его переживаний придавали и этим произведениям высокую эстетическую ценность, но не устраняли ложности их основных идейных замыслов. Так, несмотря на правдивость отдельных народных типов, картина Нестерова «Святая Русь» (1901 — 1906, ГРМ) ни в коей мере не выражала действительных настроений русского народа, пережившего революцию 1905 г.

Сам художник признавался, что работа над церковными росписями обессиливала его талант, уводила от жизни, и, осознавая это, вновь и вновь обращался он к реальной действительности, к природе, живым людям с их драмами и переживаниями.

Картины Нестерова привлекают нас неповторимым колоритом, передающим красоту северной русской природы. В поэтической передаче задушевной красоты русского ландшафта Нестеров стоит рядом с Левитаном.

Незадолго до Октябрьской революции Нестеров закончил большую картину «На Руси» (1916, ГТГ), где еще раз силою своего таланта стремился утвердить идею о христианском пути русского народа. Революция полностью опровергла эту идею. Для художника наступили годы кризиса. Но реалистические основы его творчества, чувство глубокой связанности с родной землей и с народом помогли ему постичь великий исторический смысл происходящего. В его искусстве начинается новый подъем, завершившийся созданием замечательных портретов представителей советской интеллигенции, активных участников созидания социалистической жизни.

Нестеров обращался к портретнрму жанру и в дореволюционное время, но только с конца 20-х годов портрет становится основным жанром, в котором отныне работает художник.

Написанные в 30-х и 40-х годах портреты художников — братьев П. Д. и А. Д. Кориных, академика А. Н. Северцова, скульптора И. Д. Шадра, академика И. П. Павлова, автопортрет, портрет скульптора В. И. Мухиной с полным правом можно отнести к числу шедевров мирового значения (все они в ГТГ).

Особенно замечателен портрет И. П. Павлова (1935). В этом портрете пафос жизнеутверждения и творческого преобразования действительности получил самое высокое выражение. Это гимн новой, социалистической жизни. В волевом жесте гениального ученого, в панораме Новых Колтушей за окном, в общем светлом, мажорном строе колорита выражено отношение к человеку как творцу своей жизни.

В конце жизни Нестеров сказал, что свершил как художник все, что мог. От «Пустынника» и «Отрока Варфоломея» до портретов И. П. Павлова и В. И. Мухиной на протяжении более чем полувека он высоко нес знамя реалистического искусства, знамя служения своей Родине и народу.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru