В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.
Героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли художников-плакатистов, вдохновляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.
Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В. С. Иванов (1909 — 1968), В. Б. Корецкий (р. 1909), А. А. Кокорекин (1906 — 1959), И. М. Тоидзе (р. 1902), а также мастера старшего поколения, в том числе В. Н. Дени. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля советских людей, грудью ставших на защиту Отечества.
И. М. Тоидзе. Родина-мать зовет. 1941. Плакат.
А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.
Кукрыниксы. Беспощадно разгромим и уничтожим врага! 1941. Плакат.
А. Ф. Пахомов. На Неву, за водой. Из серии «Ленинград в дни блокады». 1942 — 1944. Литография. Государственный Русский музей. Ленинград.
Е. В. Вучетич. Статуя воина-освободителя в памятнике-ансамбле воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. 1946 — 1949. Бронза. Трептов-парк. Берлин.
Н. В. Томский. Портрет дважды Героя Советского Союза А. С. Смирнова. 1948. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Д. А. Шмаринов. Мать. Из серии «Не забудем, не простим!». 1942. Бумага, уголь, черная акварель. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Т. Н. Яблонская. Хлеб. 1949. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
О. М. Зардарян. Весна. 1956. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Ф. П. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру «Окон РОСТА», клеймивших врага в гражданскую войну, в 1941 — 1945 гг. создавались многочисленные листы «Окон ТАСС», а в Ленинграде «Боевого карандаша». Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную суть фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работавших в «Окнах ТАСС», в первую очередь следует назвать Кукрыниксов.
Немалое значение в годы войны имела и острая журнальная и газетная сатирическая графика, живо откликавшаяся на самые различные события. И здесь ведущее место принадлежит тем же Кукрыниксам, а также Б. Е. Ефимову (р. 1900), карикатуры которых и по сей день не сходят со страниц газет и журналов.
Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д. А. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (1942, ГТГ). Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлена в цикле рисунков А. Ф. Пахомова «Ленинград в дни блокады» (1942 — 1944). Ярким свидетельством мужества защитников города-героя Севастополя стала графическая серия Л. В. Сойфертиса (р. 1911) «Оборона Севастополя» (ГТГ), созданная во время коротких перерывов между атаками и бомбежками в дни 1941 — 1942 гг., когда под Севастополем шли кровопролитные бои.
Е. А. Кибрик. В. И. Ленин на субботнике. 1953—1959. Бумага, соус, уголь. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
С. А. Чуйков. Дочь Советской Киргизии. 1948. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Т. Г. Нисский. Подмосковье. Февраль. 1947. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Г. А. Йокубонис. Мать. Фрагмент памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис. 1960. Гранит. Литовская ССР/
Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуются время и соответствующие условия. Тем более знаменагельно, что тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой nфонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.
Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П. А. Кривоногое (1911 — 1967) — автор картин «Корсунь-Шевченковское побоище» (1944) и «Победа» (1948; обе в Центральном музее Вооруженных Сил СССР, Москва), В. М. Неменский (р. 1922), прошедший с войсками от Москвы до Берлина. Его картина «Мать» (1945, ГТГ) рассказывает о крестьянской женщине, приютившей у себя в избе солдат, о ее переживаниях в тяжелую для Родины годину.
Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А. А. Дейнека, С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Примечательно, что советский человек показан в этих произведениях во всем богатстве и значительности своего внутреннего мира. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм советского искусства, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят и исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942, ГТГ), триптих П. Д. Корина «Александр Невский» (см. ст. «П. Д. Корин»), полотно художника Н. П. Ульянова (1875 — 1949) «Лористон в ставке Кутузова» (1945, ГТГ), монументальная композиция А. П. Бубнова (1908 — 1964) «Утро на Куликовом поле» (1943 — 1947, ГТГ).
О советских людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами. Среди особенно примечательных работ следует назвать серию портретов воинов Ленинградского фронта И. А. Серебряного (р. 1907), «Портрет генерал-майора И. В. Панфилова» (1942, ГТГ), исполненный В. Н. Яковлевым (1893 — 1953), многие полотна А. М. Герасимова (см. ст. «А. М. Герасимов»).
Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями.
Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в портретах С. Д. Лебедевой, Н. В. Томского, В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича (см. ст. «Е. В. Вучетич»).
О станковой скульптуре этих .лет дает прекрасное представление группа В. В. Лишева (1877 — 1960) «Мать» (1945 — 1946, ГРМ), передающая горестные переживания матери, склонившейся над телом убитого воина, и фигура «Непокоренная» (1957, ГТГ) Е. Ф. Белашовой (1906 — 1971), в которой запечатлены открытый характер, огромное чувство собственного достоинства советской девушки.
В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило им в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.
Во второй половине 40 — 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период — отражение успехов послевоенного социалистического строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов. В живопись, скульптуру, графику, архитектуру вливаются свежие молодые силы. Заметную роль начинают играть художественные коллективы многих союзных республик.
Художественное богатство советского искусства во многом определяется его многонациональным характером. Ведь художники различных народов, составляющих единую советскую семью, в силу своих национальных особенностей: особого склада характера, своеобразия родной природы, специфических черт быта — по-разному рассказывают об окружающем. Так, мастерам Якутии с детства близки бескрайние просторы тундры. Художники Грузии и Армении воспевают родные Кавказские горы.
Следует также иметь в виду жизненность и силу национальных художественных традиций, порой восходящих к очень далеким временам. Эти традиции оказывают самое непосредственное воздействие на творчество мастеров. Так, ясность форм, их пластичность в грузинском искусстве, очевидно, имеют связь с древним искусством торевтики (чеканка по металлу), распространенным в Грузии.
В то же время в яркой красочности, декоративности узбекской или туркменской живописи можно ощутить близость с праздничностью средневековой миниатюры и архитектурного декора Средней Азии.
Все эти национальные отличия, конечно, ни в коей мере не лишают советское искусство его внутреннего единства. Да это и понятно. Ведь мировоззрение всех советских художников едино, все они вдохновляются в своем творчестве жизнью народа, его мыслями и чувствами.
В 50-е годы процесс формирования национальных художественных школ приобретает особенно интенсивный характер, что в 60 — 70-е годы приводит к подлинному расцвету искусства во всех союзных и автономных республиках.
Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.
Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.
Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. И здесь снова надо прежде всего указать на творчество военных художников Студии имени М. Б. Грекова, создавших немало интересных батальных полотен, скульптур, графических листов о героизме советских людей, об их незабываемых подвигах и самоотверженности, проявленных во время войны (Б. М. Неменский, «Машенька. Сестры наши», 1954 — 1956, Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Москва; варианты в ГТГ, в Киевском музее русского искусства). События Отечественной войны нашли отражение и в произведениях живописцев, не являющихся членами Студии, в том числе в творчестве А. И. Лактионова (1910 — 1972; «Письмо с фронта», 1947), Ю. М. Непрйнцева (р. 1909; «Отдых после боя», 1951; обе в ГТГ), В. Н. Костецкого (1905 — 1968; «Возвращение», 1947, Музей украинского изобразительного искусства УССР, Киев). Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.
В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус. Высотное здание на Смоленской площади. Министерство иностранных дел. 1948 — 1952. Москва.
Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом плане. Так выразилось стремление художников отыскать в прошлом черты, отвечающие чувствам людей сегодняшнего дня. Эта тенденция особенно заметна в творчестве Вл. А. Серова («Ходоки у В. И. Ленина»; см. ст. «Вл. А. Серов»).
Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Появляется большое количество жанровых картин (т. е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями («Опять двойка!», 1952, Ф. П. Решетников, р. 1906), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах («Хлеб», 1949, Т. Н. Яблонская, р. 1917; «На мирных полях», 1949, А. А. Мыльников, р. 1919), это жизнь советской молодежи («Обсуждение двойки», 1950, С. А. Григорьев, р. 1910), это освоение новых земель (серия полотен, посвященных жизни и труду целинников, Д. К. Мочальский, р. 1908; все перечисленные картины хранятся в ГТГ). Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А. А. Пластов (см. ст. «А. А. Пластов»), а также живописцы союзных республик — грузин У. М. Джапаридзе (р. 1906), армянин О. М. Зардарян (р. 1918), казах К. Т. Телъжанов (р. 1927), азербайджанец Т. Т. Салахов (р. 1928) и многие другие. Особое место в живописи послевоенных лет принадлежит С. А. Чуйкову (р. 1902). Этот художник посвятил свое искусство людям и природе Киргизии. В своих произведениях («Утро», 1947; «Дочь Советской Киргизии», 1948; обе в ГТГ, и др.) он славит свободную и счастливую жизнь киргизского народа, восхищается его благородством, чистотой нравственного облика. После посещения Индии Чуйков создал произведения (триптих «О простых людях Индии», 1957 — 1960), в которых раскрыл душевный мир индийского народа. Полотна индийской серии характеризуют Чуйкова как подлинного художника-интернационалиста.
А. П. Кибальников. Памятник В. В. Маяковскому на площади Маяковского в Москве. 1954. Открыт в 1958. Бронза, гранит.
Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись. В этом жанре работали 77. Д. Корин (см. ст. «П. Д. Корин»), В. П. Ефанов (р. 1900), В. М. Орешников (р. 1904), Д. А. Налбандян (р. 1906).
В области пейзажной живописи в это время помимо многих старейших художников, в том числе М. С. Сарьяна (см. ст. «М. С. Сарьян»), трудились Г. Г. Нисский (р. 1903), Н. М. Ромадин (р. 1903), У. Тансыкбаев (см. ст. «Урал Тансыкбаев»), А. М. Грицай (р. 1914), Я. Д. Ромас (1902 — 1969), Э. Ф. Калнынъ (р. 1904), В. К. Калнрозе (р. 1894), И. И. Бокшай (1891 — 1975) и другие.
Продолжая в новых исторических условиях осуществлять ленинский план монументальной пропаганды, скульпторы в послевоенное пятнадцатилетие приложили немало усилий для сооружения самых различных памятников. Важное значение приобрело сооружение бюстов дважды и трижды Героев Советского Союза. Огромное внимание было уделено памяти героев, отдавших свои жизни во имя победы в минувшую войну. Возникают первые мемориальные комплексы, ставятся монументы прославленным полководцам, а также Героям Советского Союза. Большой вклад в это благородное дело внесли скульпторы Н. В. Томский и Е. В. Вучетич. В городах появляются новые памятники героям войны, великим деятелям, ученым, писателям прошлого. Среди наиболее замечательных произведений следует назвать памятники В. И. Ленину в Баку (1957, скульптор П. В. Сабсай, р. 1893; он же автор памятника С. М. Кирову в Баку, 1939), В. В. Маяковскому в Москве (1954, скульптор А. П. Кибальников, р. 1912), А. С. Пушкину в Ленинграде (1957, скульптор М. К. Аникушин, р. 1917), Низами в Кировабаде (1946, скульптор Ф. Г. Абдурахманов, р. 1915), Давиду Сасунскому в Ереване (1959, скульптор Е. С. Кочар, р. 1899).
В станковой скульптуре особый интерес вызывают портреты тружеников городов и сел. В образах рабочих и колхозников ваятели подчеркивают не только физическую силу, но и глубокий интеллект, высоту нравственных идеалов. В качестве примера приведем портрет рабочего Алавердского завода армянского скульптора Г. Г. Чубаряна (р. 1923).
В области скульптурного портрета с блеском работают также старейшие советские мастера С. Т. Конёнков, латвийский ваятель Т. Э. Залькалн (см. статьи «С. Т. Конёнков» и «Т. Э. Залькалн»), 3. М, Виленский (р. 1899), а также белорусский мастер 3. И. Азгур (р. Д908). В области композиционной пластики успешно работает М. Ф. Бабурин (р. 1907). В эти же годы продолжают с энтузиазмом работать прославленные скульпторы-анималисты — В. А. Ватагин (1884 — 1969) и И. С. Ефимов (1878 — 1959).
Поистине необозримо число графических произведений, созданных в первое послевоенное пятнадцатилетие. В эти годы процветают все виды графики, начиная от рисунка и кончая акварелью. Создаются циклы станковых листов, иллюстрируются многочисленные произведения классической западноевропейской, русской и советской литературы, возникают бесчисленные путевые зарисовки, которые нередко представляют собой законченный рассказ о тех или иных местах, событиях, людях. Наряду с уже упоминавшимися художниками-графиками серьезный вклад в сокровищницу советского искусства вносят такие мастера, как Б. И. Пророков (1911 — 1972), В. И. Касиян (1896-1976), М. Г. Дерёгус (р. 1904), Л. А. Ильина (р. 1915), Н. В. Кузьмин (р. 1890), Ф. Д. Константинов (р. 1910), О. Г. Верейский (р. 1915), В. Н. Горяев (р. 1910).
Сразу же после окончания войны перед архитекторами встали огромной важности градостроительные задачи. Прежде всего необходимо было восстановить, а порой заново отстроить многие города, разрушенные фашистскими захватчиками. Все более увеличивались масштабы сооружения жилых домов, больниц, клубов, кинотеатров. Размах строительства приобрел поистине грандиозный характер.
Наряду с сооружением новых жилых массивов (район Новых Черемушек в Москве) возводятся и уникальные здания. Так, в Москве появляются высотные здания, во многом определившие силуэт города. Это ансамбль университета на Ленинских горах (1949 — 1953; архитекторы Л. В. Руднев, 1885 — 1956; С. Е. Чернышев, 1881 — 1963; П. В. Абросимов, 1900 — 1961; А. Ф. Хряков, р. 1903), высотные здания — на Смоленской площади (1948 — 1952; архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, 1905 — 1963), на площади Восстания (1950 — 1954; архитекторы М. В. Посохин, р. 1910; А. А. Мндоянц, 1910 — 1966), на Котельнической набережной (1948 — 1952; архитекторы Д. Н. Чечулин, р. 1901; А. К. Ростковский, р. 1908), на Лермонтовской площади (1953; архитекторы А. Н. Душкин, р. 1903; Б. С. Мезенцев, 1911 — 1970), гостиницы «Ленинградская» (1953; архитекторы Л. М. Поляков, 1906 — 1965; А. Л. Борецкий, р. 1911) и «Украина» (1957; архитекторы А. Г. Мордвинов, 1896 — 1964; М. В. Першин, р. 1906; и другие).
В эти годы, как, впрочем, и в годы войны, продолжается строительство Московского и начинается строительство Ленинградского метро, станции которого украшают известные живописцы-монументалисты и скульпторы.
2i.SU ©® 2015