Даже при беглом знакомстве с произведениями советского искусства замечаешь решительное их отличие от живописных полотен, скульптур, графических листов, созданных в предшествующие времена. И отличие это не в особых изобразительных приемах и средствах, а прежде всего в содержании искусства, в новых идеях и образах, рожденных советской действительностью.
Ведущие художники второй половины XIX и начала XX в. основывали свое творчество на методе критического реализма. Они не просто правдиво изображали существующую действительность, но и подвергали ее серьезной критике с позиций передовой демократической мысли. Их искусство было направлено против угнетения человека, оно было пронизано свободолюбием, решительным протестом против деспотизма и варварства порядков, существовавших в царской России (см. ст. «Русское искусство второй половины XIX в. Передвижники»).
С появлением первого в мире государства рабочих и крестьян перед художниками открылись неведомые прежде горизонты. Новое, советское искусство рассматривает явления окружающей жизни с позиций марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической партийности. Глубоко анализируя и изображая события прошлого и настоящего, оно рисует перспективу революционного развития. Революционная борьба народа, человек-труженик, строительство жизни на основе социальной справедливости, новые нравственные представления — вот что стало содержанием советского искусства с первых дней его существования. Впервые это новое содержание пришло в искусство вместе с произведениями великого пролетарского писателя Максима Горького — основоположника творческого метода советского искусства — метода социалистического реализма. Суть нового метода состоит в правдивом изображении действительности в ее революционном развитии. Именно метод социалистического реализма позволил советским художникам создать произведения, в которых нашли отражение грандиозные изменения в жизни Советского Союза, в нравственном облике нового, советского человека.
Б. М. Кустодиев. Большевик. 1919 — 1920. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Успешное развитие искусства после Октября было бы неосуществимо без руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии. С первых дней революции партия проявляет огромную заботу о деятелях искусства и их плодотворной работе на благо народа и общества. Роль и значение искусства в духовном, нравственном воспитании человека, в раскрытии идеалов коммунизма неизменно подчеркивались в постановлениях ЦК КПСС по вопросам искусства.
Естественно, что не в один миг осознали художники всю грандиозность задач, вставших перед искусством после Великой Октябрьской социалистической революции, и не все мастера услышали торжествующую поступь революции уже в 1917 г. Однако большинство мастеров искусства с первых дней Октября активно включились в художественную жизнь страны, безоговорочно отдали свое творчество служению Родине.
Закономерно, что в первые годы Советской власти вперед вышло монументальное искусство, которое самым непосредственным образом откликалось на зов времени. Создавалось красочное оформление массовых революционных празднеств — годовщин Великой Октябрьской революции, 1 Мая. Города в эти дни одевались в яркий наряд, их украшали панно, флаги, транспаранты. В оформлении массовых празднеств участвовали живописцы, архитекторы.
Огромную роль в годы гражданской войны сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д. С. Моор (1883 — 1946) и В. Н. Денй (1893 — 1946). Плакат Мобра «Ты записался добровольцем?» (1920, ГТГ) и сейчас покоряет выразительностью образа красноармейца, призывающего выступить на защиту социалистического Отечества. Плакат Дени «На могиле контрреволюции» (1920, ГТГ; см. на с. 19), так же как и другие произведения этого художника, обладает огромным социально-общественным зарядом, в нем главное — сатирическое разоблачение врагов революции.
Помимо печатных плакатов в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это «Окна РОСТА», в работе над которыми принял активное участие великий советский поэт В. В. Маяковский (1893 — 1930), а с ним такой интересный мастер, как М. М. Черемных (1890 — 1962).
А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.
Д. С. Моор. Ты записался добровольцем? 1920. Плакат. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.
С. Д. Лебедева. Портрет Ф. Э. Дзержинского. 1925 Бронза. Центральный музей Революции СССР. Москва.
Бурное развитие искусства в тяжелый и грозный период гражданской войны было бы невозможным, если бы не огромное внимание, которое уделяла ему Коммунистическая партия и лично В. И. Ленин. Именно Ленин выдвинул грандиозный план монументальной пропаганды, смысл которого состоял в сооружении памятников (на первых порах временных, из недолговечных материалов) великим людям — революционерам, общественным деятелям, писателям, художникам, музыкантам — словом, всем, кто так или иначе содействовал прогрессу человечества и подготавливал свершение социалистической революции. В. И. Ленин указывал, что эти памятники следует ставить вместо старых памятников царям, реакционерам. Тем самым подчеркивалась идея борьбы за утверждение передового направления в искусстве против всего косного, реакционного, что служило лишь интересам угнетателей. В осуществлении плана монументальной пропаганды в годы гражданской войны приняли участие многие скульпторы, и среди них те, кто своим творчеством оказал самое непосредственное воздействие на формирование советского искусства. К ним принадлежат прежде всего Н. А. Андреев и И. Д. Шадр (см. статьи «Н. А. Андреев» и «И. Д. Шадр»).
План монументальной пропаганды оказал влияние на формирование не только скульптуры, но и всего советского искусства. Он сосредоточил усилия художников на создании образов борцов за свободу, за новую, социалистическую действительность.
После победного окончания гражданской войны советское искусство бурно развивается: формируются все его виды и жанры, складываются художественные индивидуальности мастеров, возникают произведения, определившие дальнейший путь развития искусства.
Советское искусство в 20-е годы развивалось в сложных условиях. Ему приходилось отстаивать свои позиции в борьбе с различными течениями буржуазного искусства, в том числе и с таким, как абстракционизм (беспредметность). Сложность эта усугублялась тем, что в это время существовало много различных художественных объединений, имевших порой резко отличные друг от друга программы.
Некоторые из этих объединений сыграли положительную роль в становлении социалистического искусства, ибо они призывали художников к тесной связи с окружающей жизнью, к выражению в своих произведениях духовных устремлений советского народа, строящего новое, социалистическое общество. Среди таких объединений прежде всего надо назвать Ассоциацию художников революционной России (АХРР), куда вошли многие передвижники, и Общество станковистов (ОСТ).
В начале 30-х годов советское искусство вступает в период зрелости. Разногласия, которые были среди художников, отступили на задний план перед тем большим и значительным, что им предстояло свершить. Осуществление грандиозных задач, стоявших перед советским искусством, было по плечу только одному творческому методу — методу социалистического реализма. И он стал определяющим в советском искусстве, в творчестве советских художников (см. ст. «О чем рассказывается в этом томе», а также т. 11 ДЭ, ст. «Социалистический реализм — метод советской литературы»). Многочисленные творческие объединения распались, и был создан единый Союз художников СССР, сплотивший всю огромную армию мастеров искусства. Постановление Коммунистической партии «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. стало рубежом в художественной жизни страны и творчестве всех советских художников.
Знакомство с советским искусством 20 — 30-х годов дает возможность увидеть, с каким воодушевлением стремились художники отразить новое в советской действительности, и среди них мастера старшего поколения, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Примером могут служить произведения Б. М. Кустодиева, радующие нас яркой красочностью, праздничностью (см. ст. «Русское искусство конца XIX — начала XX в.»). В 1919 — 1920 гг. Кустодиев пишет одну из примечательных картин — «Большевик» (ГТГ). Навстречу зрителю мимо вышедших на улицы нарядных людей шагает огромная фигура с красным знаменем в руках. Это символ победившей революции, победившего народа, торжества идей коммунизма. Такой символико-аллегорический характер картины был типичен для произведений первых лет революции.
В 20-е годы широкое распространение получает и иной принцип решения историко-революционной темы — принцип достоверного отражения событий истории. Наиболее отчетливо он проявляется в творчестве И. И. Бродского — художника, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом (см. ст. «И. И. Бродский»).
Иное мы видим у других мастеров, в искусстве которых проявляется возвышенно-романтический взгляд на мир, на революционную борьбу. К такого рода живописцам принадлежат, например, М. Б. Греков (см. ст. «М. Б. Греков»), К. С. Петрбв-Водкин (1878 — 1939) — автор многих портретов и натюрмортов, а также таких значительных полотен, как «Смерть комиссара» (1928) и «1919 год. Тревога» (1934).
Г. Г. Рижский. Председательница. 1928. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
С. В. Герасимов. Колхозный праздник. 1937. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
А. А. Рылов. В голубом просторе. 1918. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В. И. Мухина. Рабочий и колхозница. 1935 — 1937. Нержавеющая сталь. Выставка достижений народного хозяйства СССР. Москва.
А. Т. Матвеев. Октябрь. 1927. Гипс (бронзовый отлив — 1958). Государственный Русский музей. Ленинград.
Среди живописцев, определивших характер историко-революционной картины 20 — 30-х годов, нельзя не назвать Б. В. Иогансона (см. ст. «Б. В. Иогансон»). К Иогансону примыкают мастера, по-своему увидевшие революционную действительность и, как и этот художник, полные стремления запечатлеть новое в окружающей жизни. К ним принадлежат Ф. С. Богородский (1895 — 1959; «Матросы в засаде», 1927 — 1928, ГТГ), 77. М. Шухмйн (1894 — 1955; «Приказ о наступлении», 1928, Центральный музей Вооруженных Сил СССР), П. П. Соколов-Скаля (1899 — 1961; «Путь из Горок», 1929, Центральный музей им. В. И. Ленина) и другие.
В эти же годы родилась одна из центральных тем советского искусства, рассказывающая о деятельности и жизни гениального вождя революции В. И. Ленина. Лениниана прошла красной нитью через все этапы советского искусства и остается самой животрепещущей темой в искусстве наших дней.
Одной из важных особенностей нового, советского искусства стало то, что в образе своих героев художники подчеркивали их общественную и творческую активность, их высокий нравственный облик. Здесь пальма первенства принадлежала жанристам и портретистам, и среди них таким замечательным мастерам, как М. В. Нестеров, П. П. Кончаловский, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека (этим художникам в книге посвящены отдельные очерки), Ю. И. Пименов (р. 1903), Л. Д. Гудиашвйли (р. 1896). Следует назвать также С. В. Малютина (1859 — 1937), написавшего портрет писателя Д. А. Фурманова (1922, ГТГ), Г. Г. Ряженого (1895 — 1952), создавшего яркие образы женщин нового, социалистического общества в картинах «Председательница» (1928) и «Делегатка» (1927; обе в ГТГ), увлекательного рассказчика Е. М. Чепцова (1875 — 1950) — автора картины «Заседание сельячейки» (1924, ГТГ), художника буйного темперамента А. Е. Архйпова (1862 — 1930).
Представление о живописи 20 — 30-х годов будет неполным, если не упомянуть пейзажистов этого времени, и прежде всего К. Ф. Юбна (см. ст. «К. Ф. Юон»), А. А. Рылова (1870 — 1939), В. Н. Бакшеева (1862 — 1958), В. К. Бялынйцкого-Бирулю (1872 — 1957), А. В. Куприна (1880 — 1960), Н. П. Крылова (1884 — 1958), а также великолепного мастера натюрморта И. И. Машкова (1881 — 1944).
После революции произошло подлинное возрождение и монументальной скульптуры, чему способствовал, как мы уже говорили, ленинский план монументальной пропаганды. В области скульптуры, предназначенной для площадей и улиц и обладающей глубоким общественным содержанием, работали помимо уже упоминавшихся нами Андреева и Шадра немало и других талантливых ваятелей. Почетное место среди них принадлежит А. Т. Матвееву (1878 — 1960), создавшему к 10-летию Октябрьской революции исполненную подлинного величия композицию «Октябрь» (1927, ГРМ). Художник изобразил трех представителей победившего народа — рабочего, крестьянина и красноармейца. Матвеев много работал и в области станковой скульптуры.
Среди первых памятников В. И. Ленину необходимо упомянуть монумент у Финляндского вокзала в Ленинграде. Великий вождь революции изображен стоящим на башне броневика в момент произнесения исторической речи (1926; скульптор С. А. Евсеев, 1882 — 1958; архитекторы В. А. Щуко, 1878 — 1939; В. Г. Гельфрейх, 1885 — 1967).
Значительное место в формировании советской пластики принадлежит М. Г. Манизеру (1891 — 1966) — автору известных памятников В. И. Ленину в Ульяновске и Т. Г. Шевченко в Харькове. Нельзя не упомянуть также среди скульпторов-монументалистов Н. В. Томского, создавшего памятник С. М. Кирову, который украсил одну из площадей Ленинграда (см. ст. «Н. В. Томский»).
Над осуществлением ленинского плана монументальной пропаганды немало потрудились С. Д. Меркуров (1881 — 1952), А. М. Сарксян (1902 — 1969), Л. В. Шервуд (1871 — 1954), Б. Д. Королёв (1885 — 1963), Я. И. Николадзе (см. ст. «Я. И. Николадзе»). Одним из самых замечательных монументов этой эпохи, произведением, которое с покоряющей силой раскрывало светлые устремления советского народа, его глубокую веру в прекрасное будущее, стала группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной (см. ст. «В. И. Мухина»).
Развивалась в это время и станковая пластика. Признанным мастером скульптурного портрета по праву считается С. Д. Лебедева (1892 — 1967). В ее искусстве сочетается пристальное внимание к индивидуальным особенностям человека и стремление отразить нечто типическое, присущее многим людям Страны Советов. К лучшим ее работам принадлежат портреты Ф. Э. Дзержинского (1925, Центральный Музей Революции СССР) и прославленного летчика В. П. Чкалова (1936, ГТГ).
М. Г. Манизер. Памятник В. И. Ленину в Ульяновске. 1940. Бронза, гранит.
Обширной областью советского изобразительного искусства является графика. Уже в первые годы Советской власти она заняла почетное место среди других видов искусства. Здесь трудились великолепные рисовальщики, мастера литографии, гравюры на дереве, линолеуме, металле. Станковая графика прославлена произведениями А. П. Остроумовой-Лебедевой (1871 — 1955), И. Н. Павлова (1872 — 1951), Н. Н. Купреянова (1894 — 1933). Мировую славу ей принесли В. А. Фавбрский (см. ст. «В. А. Фаворский») и А. И. Кравченко (1889 — 1940). В области литографии успешно работал Г. С. Верейский (1886 — 1962). Некоторые из названных художников приложили много усилий к становлению советской иллюстрации. Со временем к ним присоединились А. М. Каневский (1898 — 1976), Кукрыниксы (см. ст. «Кукрыниксы»), Д. А. Шмаринов (р. 1907), Е. А. Кибрик (р. 1906). Особое место принадлежит художникам-иллюстраторам детской книги, и среди них В. В. Лебедеву (1891 — 1967), В. М. Конашёвичу (1888 — 1963), А. Ф. Пахомову (1900 — 1973), Е. И. Чарушину (1901 — 1965).
Говоря о скульптуре первого двадцатилетия, мы отметили интерес мастеров к монументальным формам. То же можно сказать и о живописи, связанной с новыми архитектурными сооружениями. Здесь прежде всего надо назвать таких живописцев, как А. А. Дейнёка и Е. Е. Лансере, немало потрудившихся в 30-е годы над украшением общественных зданий Москвы (см. статьи «А. А. Дейнёка» и «Русское искусство конца XIX — начала XX в.»). Именно в эти годы возводятся многие промышленные предприятия, начинается застройка рабочих окраин.
Великолепный памятник архитектуры 20-х годов — Мавзолей В. И. Ленина в Москве, сооруженный по проекту А. В. Щусева (см. ст. «Мавзолей В. И. Ленина»). Четкие, ясные и спокойные формы Мавзолея, а также и то, что он удачно вписался в ансамбль Красной площади, определяют выдающееся значение этого здания в зодчестве всего предвоенного времени.
Среди промышленных сооружений этого периода необходимо отметить Днепровскую ГЭС имени В. И. Ленина (1927 — 1932; архитекторы братья Веснины (Л. А. Веснин, 1880 — 1933; В. А. Веснин, 1882 — 1950; А. А. Веснин, 1883 — 1959); Н. Д.Колли, 1894 — 1966; и другие). В 20 — 30-е годы появляется много оригинальных общественных зданий в Москве, Ленинграде и других городах. Отметим среди них московскую гостиницу «Москва» (1932 — 1938; архитектор А. В. Щусев и другие), новое здание Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (1928 — 1940; архитекторы В. А, Щуко, В. Г. Гелъфрейх и другие), Дом правительства Армянской ССР в Ереване (1926 — 1941), сооруженный архитектором А. И. Таманяном (1878 — 1936).
Значительное место в зодчестве этой поры занимает строительство Московского метрополитена. Выделяются красотой и гармонией подземные залы станций «Маяковская» (1938 — 1939; архитектор А. Н. Душкин) и «Кропоткинская» (1935; архитекторы А. Н. Душкин и Я. Г. Лухтенберг).
Мавзолей В. И. Ленина
21 января 1924 года трудящихся нашей страны и всего мира постигло тяжелое горе — скончался Владимир Ильич Ленин.
Народ захотел сохранить облик Ленина для будущих поколений. Для этого срочно нужно было создать мемориальное сооружение — памятник великому вождю. Местом погребения вождя революции была выбрана Красная площадь.
Проектировать Мавзолей поручили выдающемуся советскому архитектору Алексею Викторовичу Щусеву (1873 — 1949). Архитектор блестяще справился с этой очень сложной задачей. За одну ночь он создал эскиз, а 27 января в 16 часов небольшая деревянная усыпальница приняла гроб с телом основателя Советского государства. Позже ее заменил деревянный Мавзолей, который простоял 5 лет.
В 1929 — 1930 гг. под руководством Щусева Мавзолей был перестроен. Дерево заменили камнем, и весь облик Мавзолея стал более торжественным и монолитным. Его облицевали плитами темно-красного гранита с траурным поясом из черного мрамора — Лабрадора. Простое, строгое, величественное сооружение ныне известно всему миру, в нем выражена идея бессмертия ленинского дела. В торжественные дни Мавзолей — это трибуна, мимо которой проходят тысячи трудящихся.
На прямоугольном основании, достигающем трехметровой высоты, покоится ступенчатая пирамида, а над ней — завершающая, также ступенчатая часть, стоящая на колонках-столбиках.
К входу в Мавзолей ведут невысокие ступени. Внутри, при входе, на стене — Государственный герб Советского Союза, выполненный скульптором И. Д. Шадром в 1930 г.
Над входом простыми, четкими буквами написано бесконечно дорогое слово: «ЛЕНИН». А перед входом замерли в почетном карауле двое часовых, несущих службу на посту номер один. Каждый час чеканным шагом к Мавзолею подходят новые часовые — строго и торжественно идет смена караула.
Мавзолей В. И. Ленина — выдающееся произведение советской архитектуры. Он органично вписался в давно сложившийся прекрасный архитектурный ансамбль Красной площади. Своим ступенчатым, ярусным построением он перекликается с шатровыми башнями Кремля и шатровыми главками собора Василия Блаженного.
В 1974 г. на Красной площади и в Мавзолее проведены большие строительные и реставрационные работы. Стены Мавзолея заново покрыты очень красивым и строгим красным камнем. По проекту народного художника СССР скульптора Н. В. Томского сделан новый саркофаг Владимира Ильича.
Почти за полвека Мавзолей В. И. Ленина посетили десятки миллионов
человек. Сюда идут бесконечные потоки людей, неся в своих сердцах глубочайшую
благодарность и безграничную любовь к великому вождю и учителю.
2i.SU ©® 2015