Природа щедро одарила Михаила Александровича Врубеля. Он обладал блестящими колористическими способностями, редким даром монументалиста, прекрасно рисовал, поистине удивителен был полет его Фантазии. И еще один талант был украшением Врубеля — удивительное терпение и трудолюбие. Они умножали его художественные возможности.
Искусство Врубеля глубоко и содержательно. Мы не найдем в нем прямых связей с актуальными проблемами его времени. Но он так же, как и все лучшие люди России, был глубоко неудовлетворен действительностью и, тщетно замыкаясь в себе, в причудливом мире своей фантазии, искал выход. Печать надломленности окрашивает все искусство художника. Вместе с тем Врубеля всегда волновали высокие идеалы и большие человеческие чувства. Его искусству чуждо равнодушие, оно всегда романтически взволновано и одухотворено.
Врубель был широко образован и начитан. Профессиональное образование он получил в Петербургской академии художеств и учителем своим считал П. П. Чистякова. Творческое формирование Врубеля завершилось в Киеве, куда он был приглашен для реставрации и возобновления настенных росписей Кирилловской церкви XII в. Уже в этих работах проявляются характерные черты его искусства. В подчеркнутой экспрессии образов Христа и оплакивающей своего сына богоматери с ее расширенными в немом отчаянии огромными глазами живет безграничная скорбь и страдание.
В 1889 г. Врубель переезжает в Москву. С этого времени начинается пора его творческого расцвета. Он прекрасно владеет многими жанрами искусства. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация. Врубель рисует с натуры, увлекается майоликой. Он полагает, что истинной художественности можно достичь во всех видах искусства, даже в росписях балалаек. Он неустанно совершенствует свое мастерство, он уверен, что «техника — это язык художника», что без нее он не сможет рассказать людям о своих чувствах, об «увиденной красоте». Выразительность его образов все более возрастает от мощной темпераментной живописи, оригинальной композиции, мерцающих, словно драгоценности, красок.
М. А. Врубель. Демон 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Одной из центральных в творчестве Врубеля становится навеянная поэмой М. Ю. Лермонтова тема демона. Художник представлял себе этого злобного духа небес как прекрасного и одинокого человека, сначала могучего, в расцвете сил, верящего, что он обретет на земле свое счастье («Демон», 1890, ГТГ). Позднее демон изображался Врубелем уже со сломленной верой, с разбитым телом, распростертым среди холодных гор каменистой гряды, хотя и по-прежнему гордым, непокоренным («Демон поверженный», 1902, ГТГ).
М. А. Врубель. Испания. Ок. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В 1890-е годы в творчестве Врубеля появляется и постепенно становится главенствующей другая тема, исконно русская, фольклорная. В 1896 г. для Всероссийской нижегородской выставки Врубель создает декоративное панно «Микула Селянинович» (ГТГ). Былинного героя он изображает простым крестьянином-землепашцем, но именно Микула Селянинович, по его мысли, олицетворял силу земли Русской. Таков и «Богатырь» (1898, ГРМ), словно слитый со своим конем, могучий витязь, не воюющий, а зорко охраняющий границы Родины.
Прекрасны сказочные образы Врубеля, своеобразна очеловеченная природа. В этих картинах счастливо сочетаются правда живого наблюдения и фантастика. В «Пане» (1899, ГТГ) — этом козлоногом лесном божестве — много человеческого. В его блеклых, словно выцветших от времени глазах светится и доброта, и вековая мудрость. В то же время он будто оживший ствол березы. Седые кудри — как завитки белой коры, а пальцы — как корявые сучочки. И «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ) — одновременно и прекрасная синеокая девушка-царевна с длинной косой до пояса, и царственно великолепная птица с лебедиными крыльями, плывущая в синем море.
Портреты Врубеля тоже необычны. Они глубоки и очень выразительны, каждой своей модели художник придавал какую-то особую одухотворенность, порой драматизм. Таковы портреты известного мецената С. И. Мамонтова (1897), поэта Валерия Брюсова (1906; оба в ГТГ), многочисленные автопортреты и портреты жены, известной певицы Н. И. Забелы-Врубель.
Последние 10 лет жизни для Врубеля были мучительны. Он страдал тяжелым
недугом. Постепенно пропадало зрение. Когда художник уже не в состоянии
был работать красками, он делал много карандашных зарисовок. В 1910 г.
Врубель умер в лечебнице для душевнобольных.
2i.SU ©® 2015