2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Русское искусство конца XIX — начала XX в.

Конец XIX — начало XX в. — важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В. И. Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций — 1905 — 1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. Новые пути искусству будущего, социалистического мира открыло творчество М. Горького. Его роман «Мать», написанный в 1906 г., стал примером талантливого воплощения в художественном творчестве принципов партийности и народности, которые впервые были четко определены В. И. Лениным в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905).

Какова же была общая картина развития русского искусства в этот период? Еще плодотворно работали ведущие мастера критического реализма — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Е. Маковский... В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например Абрама Ефимовича Архйпова (1862 — 1930), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян. Его картины правдивы и просты, ранние — лиричны («По реке Оке», 1890; «Обратный», 1896), в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность («Девушка с кувшином», 1927; все три в ГТГ). В 1890-е годы Архипов написал картину «Прачки», рассказывающую об изнурительном женском труде, служащую ярким обличительным документом самодержавию (ГРМ).

К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин (1858 — 1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859 — 1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной «На миру» (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. Он поднял совершенно новую тему, связанную с усилением роли пролетариата. В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине «Углекопы. Смена» (1895, ГТГ), угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит прогнивший строй царской России и построит новое, социалистическое общество.

Но в искусстве 1890-х годов обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А. П. Рябушкин, Б. М. Кустодиев и М. В. Нестеров.

Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861 — 1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера («Московская улица XVII века», 1896, ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян — художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений («Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901, ГТГ).

Другой крупный художник этого времени — Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова (см. ст. «М. В. Нестеров») наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои — худенькие отроки, обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины («На горах», 1896, Музей русского искусства, Киев; «Великий постриг», 1897 — 1898, ГРМ).

К этому времени относится творчество пейзажиста, и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858 — 1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвященные русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией — «Журавли летят» (1891), «Лоси» (1889; обе в ГТГ), «Волки» (1910, частное собрание, Москва).

Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 — 1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин — обитательниц староусадебных парков — и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись («Водоем», 1902, ГТГ).

В 80 — 90-х годах XIX в. формируется творчество выдающихся русских художников Константина Алексеевича Коровина (1861 — 1939), Валентина Александровича Серова и Михаила Александровича Врубеля (см. статьи «В. А. Серов» и «М. А. Врубель»). В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи.

Дарование К. А. Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декорационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колористическом богатстве его живописи («У балкона», 1888 — 1889; «Зимой», 1894; обе в ГТГ).

В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество «Мир искусства» во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны. Основное его ядро — художники К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал «Мир искусства», устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников «Мира искусства», стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовала широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.

Александр Николаевич Бенуа (1870 — 1960) по праву считается идеологом «Мира искусства». Он был широкообразованным человеком и обладал большими познаниями в области искусства. Он занимался главным образом графикой и много работал для театра. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля, его творческая фантазия загоралась, когда он снова и снова посещал парки и дворцы петербургских пригородов. В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно бы неживыми фигурками людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта («Парад при Павле I», 1907, ГРМ).

Глубоко почитая А. С. Пушкина, Бенуа создал циклы иллюстраций к его произведениям. Лучший из них — к поэме «Медный всадник». Художник воссоздал образ пушкинского Петербурга.

Ярким представителем «Мира искусства» был и Константин Андреевич Сомов (1869 — 1939). Он получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои — словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудреных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно сказалось это в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе поэтов А. А. Блока и М. А. Кузмина (1907, 1909; оба в ГТГ).

Н. А. Касаткин. Углекопы. Смена. 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

С. А. Коровин. На миру. 1893. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

А. Е. Архипов. Прачки. 1890-е годы. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

М. В. Нестеров. Пустынник. 1888 — 1889. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

К. А. Коровин. У балкона. 1888 — 1889. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

А. П. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В художественной жизни России начала века значительную роль сыграла также художественная группировка «Союз русских художников». В нее входили художники К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились преемниками пейзажной живописи второй половины XIX в.

Пути развития русской скульптуры конца XIX — начала XX в. были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность.

Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работает блестящая плеяда скульпторов — П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, С. Т. Конёнков, А. Т. Матвеев.

В. Э. Борисов-Мусатов. Водоем. 1902. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

С. Т. Конёнков. Старичок-полевичок. 1910. Дерево. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

На искусстве Анны. Семеновны, Голубкиной (1864 — 1927) лежит печать ее времени. Оно подчеркнуто одухотворено и всегда глубоко и последовательно демократично. Голубкина — убежденный революционер. Ее скульптуры «Раб» (1909, ГРМ), «Идущий» (1903, ГРМ), портрет Карла Маркса (1905, ГТГ) — естественный отклик на передовые идеи современности. Голубкина — большой мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она остается верной себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и великого писателя («Лев Толстой», 1927, ГРМ), и простой женщины («Марья», 1905, ГТГ).

Самобытным и многогранным художником проявил себя Сергей Тимофеевич Конёнков (см. ст. «С. Т. Конёнков»). В дни революции 1905 — 1907 гг. он создает ряд портретов ее участников.

Перемены ,в русском искусстве на рубеже двух веков с большой отчетливостью сказались в архитектуре. Подгоняемое развитием капитализма, бурно растет градостроительство. Возводятся банки, различные промышленные здания, строится много доходных домов, ведутся поиски новых типов жилых комплексов.

Все большее значение приобретают новые конструкции — металлические и железобетонные — основа будущей архитектуры.

К. Ф. Юон. Весенний солнечный день. Сергиев посад. 1910. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

На рубеже XIX — XX вв. и в течение всего первого десятилетия XX столетия в русской архитектуре, равно как и в ряде европейских стран, формируется так называемый стиль модерн (от французского modern — «новейший», «современный»). Это сложное и во многом противоречивое художественное явление. Даже затруднительно характеризовать его какой-либо однозначной формулировкой, настолько оно многолико. Многие здания, построенные в стиле модерн: доходные дома, богатые особняки, государственные сооружения — достаточно легко узнать по свободной, часто причудливой, хотя и конструктивно оправданной планировке. Обычно у них усложненный фасад; сочетание прямых и округлых линий в окнах, балконах, решетках; декоративные вставки, расположенные в композиционно важных частях наружных стен (особняк С. П. Рябушинского в Москве, ныне Музей А. М. Горького, 1900-е годы, архитектор Ф. О. Шехтелъ; см. ил. на с. 36). В эту эпоху можно было встретить сооружения и совершенно иного облика, особенно характерного для деловых построек. Их конструкции отличаются простотой, как и фасады, в которых главенствует ритм горизонтальных и вертикальных линий (Дом Северного страхового общества в Москве, 1910 — 1911, архитектор И. И. Рерберг).

Стиль модерн оказал определенное влияние на формирование так называемого неорусского стиля. Архитекторы Н. К. Жуков, Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев делали интересные опыты включения национальных форм древнерусского зодчества и прикладного искусства в произведения современной архитектуры (доходный дом Перцова в Москве, 1905 — 1907, по рисунку С. В. Малютина, архитектор Н. К. Жуков).

А. С. Голубкина. Карл Маркс. 1905. Гипс. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В последнее предреволюционное десятилетие широкое распространение в русской архитектуре получает еще одно направление, вошедшее в историю под названием неоклассицизма. Оно увлекло многих талантливых зодчих, в том числе И. В. Жолтовского, И. А. Фомина, В. А. Щуко, А. В. Щусева, впоследствии ставших известными советскими архитекторами. Мастера неоклассицизма в той или иной мере опирались на традиции искусства Возрождения и русского ампира: в их устойчивых, классицистически ясных формах они видели идеалы архитектуры будущего.

Революция 1905 — 1907 гг., всколыхнувшая сверху донизу всю страну, нашла широкий отклик в русском искусстве. Многие живописцы, графики, скульпторы средствами искусства отозвались на ее события. Среди них крупнейшие мастера — И. Е. Репин, В. Е. Маковский, В. А. Серов, С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, И. И. Бродский, М. В. Добужинский, С. Т. Конёнков, А. С. Голубкина. Но более всего революционные настроения художественной интеллигенции выразились тогда в создании многочисленных сатирических журналов. Их количество, несмотря на репрессии правительства, было, как никогда еще в России, велико.

В. А. Серов. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? 1906. Картон, темпера. Государственный Русский музей. Ленинград.

В последнее десятилетие перед Великой Октябрьской социалистической революцией картина развития русского искусства необычайно усложнилась. Продолжалась активная деятельность мирискусников, шел процесс пересмотра ими идейных взглядов, признание общественно важной роли искусства; плодотворно работали мастера «Союза русских художников». В эти же годы всемирную славу стране принесли русская музыка, балет и театрально-декоративное искусство Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Н. К. Рериха. Но в авангарде искусства становились уже иные силы. Общее революционное брожение постоянно возбуждало художественный мир России, его творческую активность. Однако часть художественной интеллигенции оно привело не к подлинной революционности, которую обрел пролетариат в своей политической борьба, а к некоему анархическому бунту против обывательщины. Молодежь устремилась к ниспровержению прежних идеалов искусства. В России возникали и быстро сменяли друг друга различные художественные общества и группировки, по большей части чуждые реализму.

Из новых художественных объединений, оставивших более или менее заметный след в русском искусстве, выделяются два. Первое называлось «Голубая роза» — по названию выставки 1907 г., объединившей художников, искусство которых было в той или иной мере затронуто символизмом. Наиболее талантливые из них — П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян (см. ст. «М. С. Сарьян»), Н. Н. Сапунов.

Второе объединение носило еще более необычайное наименование — «Бубновый валет». Его членами были П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, ставшие затем известными советскими мастерами. Тогда же все они были захвачены общим стремлением писать свои пейзажи, натюрморты и портреты плотно, весомо и подчеркнуто материально, однако нарочито упрощая формы. Но их лучшие работы, написанные сочно, темпераментно, насыщенные звучной декоративностью цвета, доносят до нас жизнелюбие художников, радость их труда и неиссякаемость оптимизма.

Русскому искусству 1910-х годов пришлось пережить болезни времени. Оно прошло через влияние формалистических течений — кубизма, футуризма, даже беспредметного искусства. Многое из всего этого сейчас лишь достояние истории. Остается в веках лишь то искусство, которое связано с реализмом, с революционной борьбой народа, передовыми идеями эпохи.
 
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru