Когда Ермак пришел с Дона в Сибирь, в войсках у него служил есаул Суриков; от этого Сурикова и пошел казачий род, который просуществовал триста лет. Последним в этом роду был художник Василий Иванович Суриков.
Родился Василий Иванович в 1848 г. в Красноярске, детство провел в селе Сухой Бузим, в 60 км от Красноярска, среди суровой природы, среди вольных людей с бунтарскими казачьими душами, среди политических ссыльных, принесших в далекий енисейский край свет своих знаний и убеждений.
Рисовать мальчик начал рано. Восьми лет Васю отдали в Красноярское уездное училище, где он стал серьезно заниматься рисованием. Первым учителем его был Николай Васильевич Гребнев. Вместе они ходили на Енисей, в тайгу и на Часовенную гору, откуда рисовали общий вид города.
В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Окончив уездное училище, Василий Суриков поступил писцом в канцелярию губернского управления: внезапно умер отец, надо было кормить мать, младших брата и сестру. Казалось, не будет конца этой однообразной, скучной жизни.
Случай помог молодому чиновнику. Однажды он нарисовал на полях деловой бумаги муху. Муха была так верно и живо нарисована, что начальник канцелярии Замятнин, пытавшийся смахнуть муху с листа, заинтересовался этой проделкой и пригласил Сурикова к себе в кабинет. Познакомившись с ним и попросив показать рисунки, Замятнин предложил молодому художнику давать уроки рисования своей дочери. Позднее Замятнин выхлопотал Василию Ивановичу разрешение учиться в Петербургской академии художеств. Но денег на поездку у Сурикова не было.
Один из крупных сибирских золотопромышленников, заинтересовавшись судьбой талантливого юноши, предложил ему средства на поездку в Петербург и на обучение в Академии. Сурикову был тогда 21 год.
На первом экзамене в Академию — по рисованию с гипсовых моделей — Василий Суриков провалился. Но через несколько месяцев, после подготовки в Рисовальной школе, Суриков благополучно сдал экзамены и начал посещать классы Академии. Окончив ее в 1875 г., Суриков переехал в Москву.
Москва в 70-х годах прошлого столетия, с ее Кремлем, Красной площадью, Лобным местом, узкими переулками, старинными памятниками, стенами монастырей, была для художника той атмосферой, в которой сформировалось его историческое видение; здесь он нашел себя, свои темы и образы.
«Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ) — первая большая картина, которую Суриков задумал в Москве. Детальное изучение петровского времени, покроя одежды, рисунков на тканях, оружия стрельцов и преображенцев отняло у художника годы. Он выискивал типы мужчин и женщин, похожих в его представлении на стрельцов и их жен. На рынках Москвы он находил расписные дуги, зарисовывал оглобли, колеса, конскую сбрую.
Три года создавалась картина, воплотившая народную трагедию в эпоху столкновения двух миров — старого, уходящего мира стрельцов, преданных царевне Софье, и нового мира — мира реформ и преобразований, который создал молодой царь Петр, умный, но горячий и жестокий.
Каждый из стрельцов по-своему ждет конца: один в полном отчаянии, онемев от сознания приближающейся гибели, другие, по русскому обычаю, истово прощаются с народом, принимая смерть мужественно и достойно, а рыжий стрелец слева смотрит на царя с такой ненавистью и столько в нем бунтарской силы, что кажется — сама смерть ему не страшна.
Вот повели первого стрельца. Бархатный кафтан его волочится по грязи, брошенная на землю свеча погасла. Стрельца тащат под руки солдаты Петра, сам он к месту казни не дойдет.
В стороне Петр на своем белом коне. Глаза его гневны, лицо вот-вот перекосит судорога... Но он молчит, он неумолим, он знает, что если сейчас не сломит силу, на которую опирается его сестра Софья, то эта сила сломит его самого, помешает ему ввести те новшества, которые должны возвысить Россию.
Вторая большая работа Сурикова — «Меншиков в Березове» (1883, ГТГ). Мысль о картине пришла художнику в дождливое лето, когда он с женой и двумя маленькими дочками жил под Москвой в Перерве. Жили они в старой невзрачной избушке. Из-за дурной погоды Суриковы часто сидели все вместе за столом. В один из таких ненастных дней и представилось художнику, что так же вот, как и он с семьей, в такой же избушке сидел когда-то могущественный вельможа, соратник Петра Александр Меншиков. Попавший в немилость, лишенный всех почестей и богатств, он доживал свои дни в глуши, в далекой ссылке. Образ небритого, растрепанного человека в тулупе, размышляющего в полном бездействии о превратностях судьбы, очень убедителен и силен. Равнодушное оцепенение сына, печальные глаза сидящей у ног отца старшей дочери — бывшей царской невесты, скорбная поза младшей дочери, читающей у стола евангелие, и руца отца с драгоценным перстнем, в безысходной тоске сжатая в кулак, — все это великолепно передает трагедию семьи.
Картину «Боярыня Морозова» (ГТГ) Суриков задумал еще в 1881 г., но закончил он это замечательное произведение только в 1887 г.
По заснеженной зимней московской улице провозят противницу признанной государством православной религии — раскольницу боярыню Морозову. Очень сильно и верно передал Суриков в картине ощущение движения: кажется, что слышишь скрип полозьев от розвальней, в которых бунтарку везут на допрос. Замечательно передано ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого.
Рассказывая о личной трагедии боярыни Морозовой, художник сумел рассказать о движении раскольников, в котором отразился протест народных масс против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя.
Для полотна «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ) Суриков три года по крупицам собирал исторические и бытовые детали из жизни минусинских татар, хакасов и остяков, в казачьих станицах искал образы своих предков — донских казаков, пришедших с Ермаком в Сибирь. Картина глубоко патриотична, она рассказывает об одном из знаменательнейших моментов в истории России. Главное действующее лицо в картине, как и почти во всех других произведениях Сурикова, — народ. Художник не отделяет Ермака от его войска. По-иному изображен татарский хан Кучум. На лицах его всадников, расположившихся высоко над обрывом вокруг хана, выражение полной растерянности.
Так же блестяще разрешает Суриков тему патриотизма в картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, ГРМ). Картина не случайно имеет вертикальную форму, это дает возможность зрителю ощутить отвесную пропасть в горах, куда неудержимо скользят русские солдаты. Возле них Суворов. Он командует переходом, он делит с ними все лишения, и ему нельзя не верить.
Суриков был одним из величайших исторических живописцев мира. Свои монументальные по содержанию и форме полотна он посвятил крупным событиям русской истории. Их главная тема — народные движения, их главный герой — русский народ, народная масса, беспредельно разнообразная, богатая индивидуальностями, борющаяся, страдающая, торжествующая. Творчество Сурикова наряду с творчеством Репина ознаменовало собой вершину искусства передвижников.
Умер Суриков в 1916 г. На могиле его лежит мемориальная доска, возложенная
народом великому живописцу, который жил его жизнью, преданно его любил
и творил для него.
2i.SU ©® 2015