2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

И. Е. Репин (1844-1930)

Представьте себе маленький захолустный городок на севере Украины. Длинный зимний вечер. Мальчик лет семи низко склонился над столом и при тусклом свете сальной свечи усердно рисует яркие розовые цветы на темной зелени кустарника. Так вспоминал впоследствии великий русский живописец Илья Ефимович Репин о своих первых художественных опытах.

Интерес к рисованию вскоре стал настоящей страстью и определил дальнейшую судьбу Репина. Несколько лет Репин проводит в учении у местных живописцев. Но его заветная мечта — учиться в Петербургской академии художеств, стать настоящим художником — осуществилась еще очень не скоро. Только выполнив крупный заказ — роспись одной из церквей в окрестностях Чугуева, Репин заработал достаточно денег на поездку. 1 ноября 1863 г. он стоял на набережной Невы, перед величественным зданием Академии. Через год, после усиленных занятий в Рисовальной школе, Репин был принят в Академию художеств.

В Рисовальной школе произошла первая встреча Репина с И. Н. Крамским. Замечательный художник, глава передвижников, Крамской оказал большое влияние на формирование общественных идеалов и реалистического мастерства Репина.

Репин наиболее яркий представитель критического реализма в русской живописи. Жизнь народа, его страдания и надежды, думы и стремления воплотил он в своих произведениях. Он вскрыл в них глубокие классовые противоречия дореволюционной России. Одна из первых его картин — «Бурлаки на Волге» (1870 — 1873, ГРМ) — была задумана под непосредственным впечатлением увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой артели, но и раскрывает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих изможденных людей. О картине восторженно отзывались знаменитый критик В. В. Стасов, писатель Ф. М. Достоевский; картина стала подлинным событием в художественной жизни России 70-х годов.

Характернейшие черты искусства Репина — простота, естественность изображаемых событий, доходчивость и яркость живописного языка. Вот, например, одно из лучших произведений художника — картина «Крестный ход в Курской губернии» (1880 — 1883, ГТГ). По пыльной дороге под беспощадными лучами летнего солнца движется огромная толпа — церковные певчие, нищие странники, местная знать во главе с помещицей. Над головами покачиваются разноцветные хоругви, впереди несколько мужиков чинно и важно несут сверкающий позолотой «фонарь» — выносную часовню. Кажется, за раму задвинут кусок реальной действительности; стоит сделать шаг — и мы сами окажемся в центре шумной разноголосой толпы: так естественно выглядит изображенная сцена. В пестро одетой, шумной процессии живут и запоминаются лица и характеры каждого — от горбатого юноши-странника до важной барыни, несущей икону.

Картину справедливо называют энциклопедией русской жизни пореформенных лет, ибо Репин с огромной художественной силой раскрыл в ней классовые противоречия общества, показав представителей всех классов, нарисовал широчайшую панораму современной ему действительности: нищету, жалкое прозябание деревенской бедноты, наглость охранителей самодержавного строя — полицейских, спесивость богатеев.

Одна из наиболее ярких страниц творчества Репина — созданные им портреты. Выразительность человеческого лица, и не только лица, но и позы, одежды человека, всегда необычайно привлекала художника. Важнейшая особенность репинских портретов — глубокий психологизм образов, богатство и разнообразие композиционного и колористического решения, каждый раз взаимосвязанного с личностью портретируемого. Строгая величавость позы, благородное сочетание серого и черного цветов отличают портрет Л. Н. Толстого (1887, ГТГ). С удивительной мягкостью, как-то очень ласково написаны смуглое лицо и розовое платьице в портрете маленькой Нади — дочери художника (1881, Музей им. А. Н. Радищева, Саратов). Трагический, страстный характер актрисы П. А. Стрепетовой выражен и в ее взгляде, и в нервном, порывистом мазке, которым писал художник, и в сочетании темно-красного фона и черной одежды (1882). В живом контрасте красоты и страдания, жизни и надвигающейся смерти запечатлен М. П. Мусоргский (1881; см. ил. на с. 379; портреты Стрепетовой и Мусоргского в ГТГ).

Репину, человеку увлекающемуся, страстному, в высшей степени было свойственно чувство своей личной причастности к наиболее важным и значительным событиям эпохи. Яркое чувство современности — так, пожалуй, можно охарактеризовать это качество натуры художника — особенно полно проявилось в созданных им картинах о революционном народничестве, в произведениях, глубоко раскрывающих освободительные идеи русского искусства эпохи, его революционную направленность. Наиболее известны среди них «Арест пропагандиста» (1880 — 1892), «Не ждали» (1884 — 1888) и «Отказ от исповеди» (1879 — 1885; все три в ГТГ). Последняя особенно драматична. В темной сырой камере на тюремной койке сидит заключенный. Настала последняя ночь, наутро — казнь. В камеру вошел священник, чтобы исповедать заключенного, заставить его раскаяться. Но в облике революционера, в его взгляде, обращенном к священнику, можно прочесть лишь презрение к служителю церкви, освящающей убийство, и гордую уверенность в своей правоте.

Эта картина была задумана Репиным после того, как он вместе с В. В. Стасовым прочел стихотворение писателя Н. М. Минского «Последняя исповедь», напечатанное в подпольной газете «Народная воля». «Я помню, — писал Репину Стасов, увидев картину, — как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные. Ну, вот у такого только чувства и бывают такие художественные всходы потом... Какой взгляд, какая глубина у Вашего осужденного!!»

В своих картинах Репин обычно использует все существующее разнообразие красок. В «Отказе от исповеди» художник избирает строгую монохромную гамму. Лишь бледное лицо заключенного и черный силуэт фигуры священника выделяются на темном фоне камеры.

Живое дыхание современности ощущается и в исторических полотнах Репина. Наиболее знаменитое из них — картина «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, ГТГ) — навеяно жестоким террором в стране, казнями революционеров после убийства 1 марта 1881 г. царя Александра II. Пустынная царская палата с узеньким оконцем на дальней стене, опрокинутое на пол кресло, потемневшие пятна крови на ковре. Страшное, обезображенное ужасом свершившегося лицо Ивана Грозного, прижимающего к себе царевича, производит незабываемое, тяжелое впечатление.

Смысл, пафос картины — страстный протест против жестокости, против смертных приговоров, установленных самодержавием для революционеров. Правящие круги царской России были обеспокоены небывалым успехом произведения. На некоторое время картину убрали с выставки, запретили показывать публике.

И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880 — 1883. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва. ...Жаркий июльский полдень. Нещадно палит солнце. По широкой дороге прямо на зрителя движется огромная толпа народа. Пыль, поднятая сотнями идущих по дороге людей, столбом стоит над толпою, и, едва различимые в пыльном мареве, колышутся над толпой иконы и хоругви крестного хода. Вот на повороте дороги «голова» этой странной процессии завернула и открылось ее «чрево», то, ради чего и собралась сюда вся эта огромная масса народа, — чудотворная икона, которую несет разодетая важная барыня, богатейшая помещица Курска. Вокруг нее жмутся от напирающего со всех сторон «грязного» люда отцы города и губернии — генералы, помещики, купцы, а впереди — участники церемонии: крестьяне, по очереди несущие свечной фонарь, «благолепные» горожанки с пустым футляром — киотом от иконы, ближе к центру — певчие и протодьякон, выполняющие церковную службу. К обочине дороги теснятся нищие, убогие, странники. Всех собрала сюда надежда «выпросить» у богородицы счастья и справедливости, которых так не хватает им в жизни. Толпа волнуется, шумит. Ее не в состоянии сдержать ни нагайки урядников, ни палки старост.

Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 — 1891, ГРМ) Репин работал более 12 лет. Это большое полотно — гимн смелым, сильным, свободным людям, прославление жизнерадостного веселья, доблести и мужества народа. В «Запорожцах» живописная манера Репина отличается особой сочностью, фигуры людей пластичны, лица экспрессивны, красочные одежды написаны ярко и звучно.

Последняя крупная работа художника — грандиозный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901 — 1903, ГРМ). Для этой картины Репин делает с натуры большое количество этюдов с царских сановников, членов Государственного совета. Написанные в два-три сеанса, этюды поражают остротой и силой характеристики, великолепием живописи, в которой сочетаются четкость форм и декоративность цвета.

Работа над огромным полотном подточила силы художника. Отказалась служить кисть правой руки, ослабло зрение. Но художник продолжал неустанно работать. «Порою мне казалось, — писал К. И. Чуковский, который был в те годы близок Репину, — что не только старость, но и самую смерть он побеждает своей страстью к искусству».

Последние годы жизни Репин провел в Куоккала под Петербургом (теперь Репино — курортный поселок под Ленинградом), на даче «Пенаты». События первой мировой войны, а затем Октябрьской революции отрезали Репина от Советской России. «Пенаты» оказались на территории Финляндии. Старый, больной художник так и не смог вернуться на родину.

29 сентября 1930 г., 86 лет от роду, Репин скончался. Много времени прошло с тех пор, когда были написаны великие произведения Репина. Но каждый раз, проходя по залам музеев, посетители снова и снова задумываются над судьбами героев его картин, восхищаются совершенством репинской живописи.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru