2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

И. Н. Крамской (1837-1887)

О событии, происшедшем в стенах Петербургской академии художеств 9 ноября 1863 г., когда по инициативе Крамского группа учеников отказалась участвовать в конкурсе на золотую медаль и писать программные картины на мифологические темы или пейзажи, т. е. картины, лишенные социального содержания, выразив этим коллективный протест против косности академического обучения, Крамской писал: «Это единственный день, о котором я вспоминаю с чистою и искреннею радостью».

И. Н. Крамской. Портрет Л. Н. Толстого. 1873. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Вся жизнь Ивана Николаевича Крамского, художника-демократа, крупного теоретика и критика, педагога и признанного главы Товарищества передвижников, похожа на этот «честно и хорошо прожитый» день, когда впервые проявился его природный дар организатора. Крамской был одним из ведущих членов Товарищества передвижных выставок до последних лет своей жизни, и не случайно лучший период деятельности организации совпал с периодом наивысших достижений художника. Важную роль сыграл Крамской в том, что Товарищество передвижных художественных выставок стало школой передового русского искусства. Всю свою многогранную деятельность он посвятил одной цели — борьбе за победу реалистического искусства.

Биография художника — пример безграничной честности, бескорыстия, твердых принципов и убеждений. Авторитет Крамского был столь велик, что современники называли его «разумом передвижников», а Стасов считал, что критические статьи Крамского по вопросам изобразительного искусства написаны не менее талантливо, чем критические статьи Белинского по вопросам литературы.

«Автопортрет» (1867, ГТГ) — одно из произведений художника, созданных в зрелый период творчества. Здесь Крамской — представитель разночинной интеллигенции, прошедший сложный путь жизненных испытаний, бывший и переписчиком в канцелярии, и подмастерьем у иконописца, и ретушером у фотографа. «Автопортрет» — документ эпохи 60-х годов. Пафос гражданских идей, пронизывающий полотно, стал неотъемлемым качеством лучших портретов художника, созданных им и позднее — в 70-е годы.Портрет — любимый жанр Крамского.

Портрет Л. Н. Толстого (1873, ГТГ) особенно интересен. Это было первое изображение великого писателя, сделанное с натуры, и по степени выражения «диалектики души», цельности характера, особой проясненности и глубине мысли является лучшим среди других живописных характеристик писателя, сделанных позднее.

Портрет Л. Н. Толстого, как и многие другие портреты «людей, дорогих нации»: И. А. Гончарова (1874), Н. А. Некрасова (1877), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879), был заказан и приобретен собирателем П. М. Третьяковым, с которым художник был связан тесной дружбой. Их объединяло общее дело: Крамской — идеолог и вождь Товарищества, Третьяков — пропагандист искусства передвижников.

В наследии художника большое место занимают портреты людей из народа. Интересные крестьянские образы созданы в картинах «Полесовщик» (1874, ГТГ), «Крестьянин с уздечкой» (1883, Государственный музей русского искусства, Киев) и особенно в этюде к последнему — «Портрет Мины Моисеева» (1882, ГРМ). Это не только яркие личности, но и социальные типы.

Однако самая дорогая художнику тема, которую он хотел более всего выразить в своем искусстве, которую он вынашивал многие годы, с выражением которой были связаны наибольшие сложности, — это тема жертвенной судьбы революционера, тема совести. А иначе — высокая тема бескорыстного и самоотверженного служения людям.

Эта мысль стала главной в картине «Христос в пустыне» (1872, ГТГ). Мучительные раздумья, готовность пожертвовать собой ради общего блага составляют содержание образа Христа. Полотно стало своеобразной формой выражения передовых идей современности. Картина была показана на второй передвижной выставке Товарищества и привлекла всеобщее внимание — так страстно и сурово прозвучала в ней тема раздумий о выборе жизненного пути.

В 80-е годы художник создает ряд интересных картин, открывающих новые стороны его дарования: «Лунная ночь» (1880), «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884; все три в ГТГ).

В. В. Верещагин. Смертельно раненый. 1873. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Крамской приветствовал новые живописные завоевания в русском искусстве конца 1870 — начала 1880-х годов. В письме к своему ученику И. Е. Репину он писал: «...Нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но... как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника — сердце? »
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru