События Крымской войны 1853 — 1856 гг., ее неудачи, поражение, несмотря на героические усилия русских солдат, обнажили кризис самодержавно-крепостнического строя, главного виновника отсталости страны, бедствий и страданий народа.
По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с 1850 г. бунты и возмущения принимают угрожающий для существующего строя размах. В России назревала революционная ситуация. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала очевидной и для правящих кругов. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене ненавистного народу крепостного права, решив, как сказал В. И. Ленин, «...что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу».
Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Представители нового метода в искусстве — критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX в., призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя (см. т. 11 ДЭ, ст. «Расцвет критического реализма»). Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», где отрицалось превосходство искусства над жизнью и были сформулированы основные требования нового поколения к искусству.
Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявлений. «Прекрасное есть жизнь», — утверждал Чернышевский, но художник должен уметь объяснить ее, вынести о ней свое суждение, свой приговор. Деятельность художника, считали революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский, лишь тогда может получить общественное признание, когда он сделал свое искусство учебником жизни.
Художники горячо взялись за осуществление эстетической программы, начертанной революционными демократами. Их внимание все более и более привлекала действительность. Все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося «низким» и недостойным высокого назначения искусства, стало появляться на выставках. Газеты и журналы запестрели многочисленными карикатурами, обличавшими угнетение и бесправие крестьян, низкопоклонство и взяточничество чиновников. Русская графика никогда еще не была столь смела и злободневна.
Особую известность приобрели бытовые рисунки Петра Михайловича Шмелькова (1819 — 1890). Карандашом и акварелью изображал он юмористические сцены из жизни купцов, чиновников, мещан, остро и точно передавая социальные особенности их поведения и облика.
Среди живописцев первыми пошли по пути критического реализма московские художники — выпускники Московского училища живописи и ваяния (с 1866 г. — Училище живописи, ваяния и зодчества). Находящееся в отдалении от царского двора и его постоянного надзора, Московское училище стояло ближе к жизни народа и его нуждам, чем Петербургская академия художеств. В Училище был открыт доступ детям крестьян, мещан, мелких чиновников, т. е. разночинцам. Малоискушенные в тайнах науки о прекрасном, они приходили в Москву из глубин России, часто без гроша в кармане, но с горячим желанием овладеть мастерством и рассказать с помощью кисти и резца о переполнявших их души наблюдениях.
Крупнейшим представителем московской группы художников, творческим методом которых стал критический реализм, был Василий Григорьевич Перов, подлинный продолжатель обличительных традиций П. А. Федотова (см. статьи «В. Г. Перов» и «П. А. Федотов»). В своих картинах Перов обличал всю несправедливость и порочность царского режима, фальшь и лицемерие церковных обрядов, грубость купечества, отдавая симпатии тем, кто страдает от произвола властей, кто слаб и угнетен.
Вместе с Перовым в Москве работали известные жанристы (художники, которые писали картины на бытовые темы) И. М. Прянишников, Н. В. Неврев, В. В. Пукирев, Н. Г. Шильдер и другие. Их картины «Неравный брак» (1862, Пукирев), «Искушение» (1856, Шильдер), «Шутники. Гостиный двор» (1865, Прянишников), «Торг» (1866, Неврев) выражали горячий протест против зла и несправедливости, царящих в мире, а также глубокое сочувствие бедным людям, «униженным и оскорбленным», по выражению Ф. М. Достоевского. (Все перечисленные картины хранятся в ГТГ.)
К слову сказать, художники 60-х годов XIX в. внимательно следили за тем, что происходило в русской литературе, и, горячо одобряя ее критическую направленность, старались следовать ей.
Тем временем в Петербурге началась открытая борьба молодых художников с Академией — оплотом и цитаделью устаревших эстетических взглядов. В 1863 г. 14 лучших выпускников Петербургской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права свободного выбора темы конкурсной картины, так как намеревались написать картины на острые социальные темы, обличающие самодержавие, тогда как им были заданы один мифологический сюжет и один, для пейзажистов, классический ландшафтный сюжет. Получив отказ, «бунтари» вышли из состава Академии и организовали свою Артель художников по примеру общин, описанных Чернышевским в романе «Что делать?». Это событие вошло в историю искусства под названием «бунт четырнадцати». Это была первая открытая демонстрация новых революционных сил в русском искусстве.
Н. В. Неврев. Торг. 1866. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.
В. Г. Перов. Сельский крестный ход на пасхе. 1861. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
К. А. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В. Б. Маковский. На бульваре. 1886 — 1887. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
И. Е. Репин. Не ждали. 1884. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Н. А. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Во главе «бунта четырнадцати» и Петербургской артели художников стоял Иван Николаевич Крамской, в будущем крупнейший русский портретист и автор ряда выдающихся монументальных произведений. Вся деятельность Крамского была направлена на сплочение русских демократических художников-реалистов, стремившихся поставить искусство на службу народу (см. ст. «И. Н. Крамской»).
К концу 60-х годов XIX в. новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в создании новой, более широкой, чем Петербургская артель художников, организации, которая бы объединила художников-реалистов всей России и целеустремленно руководила их действиями.
Так возникла идея учреждения Товарищества передвижных художественных выставок, предложенная живописцем Григорием Григорьевичем Мясоедовым (1834 — 1911).
Эту идею горячо поддержали Н. Н. Ге, В. Г. Перов и И. Н. Крамской, а затем она была одобрена большинством прогрессивно настроенных художников Москвы и Петербурга.
Товарищество должно было не только устраивать выставки картин в Москве и Петербурге, но и перевозить их (передвигать) по другим городам России, знакомя тем самым широкие слои русского общества с достижениями нового искусства и возбуждая в народе интерес и любовь к живописи. Эта идея была очень созвучна прогрессивным идеалам эпохи конца 1860-х и 1870-х годов, эпохи начала «хождения в народ» русской интеллигенции, т. е. зарождения широкого революционно-просветительского движения народников.
В 1870 г. члены-учредители подписали Устав Товарищества, а в конце 1871 г. состоялась первая передвижная выставка. С этого времени началось триумфальное шествие русского демократического искусства, его неслыханное до сих пор «вторжение» в жизнь и сознание русского общества. Продажа картин, проводившаяся на передвижных выставках Товарищества, давала художникам средства к существованию.
1870 — 1890-е годы были годами подготовки и созревания первой буржуазно-демократической революции в России. В. И. Ленин писал, что «...падение крепостного права встряхнуло весь народ...». Новое демократическое искусство поставило своей целью рассказать о страдании и мужестве народа, о революционной деятельности передовой русской интеллигенции, революционного народничества. Это было лучшее время в истории Товарищества, когда все наиболее талантливые художники шли под его знамена. За это время (по 1897 г.) передвижники, как стали называть членов Товарищества, устроили 25 выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и ряде других городов огромной России. (Всего за 53 года существования Товарищества их было 48.) Пожалуй, никогда еще живопись не была столь популярна и действенна. Она не только воспитывала вкус, но и формировала общественные взгляды русской интеллигенции. Молодежь нередко воспринимала картины передвижников как призыв к свержению самодержавия, она находила в них ответы на важнейшие вопросы современности. Никогда еще звание художника в России не было столь почетно и уважаемо, и никогда еще искусство в России не оказывало столь активного революционизирующего влияния на общество, как это было во времена передвижников.
Большую поддержку оказал молодым художникам Павел Михайлович Третьяков (1832 — 1898), создатель первого в России музея национального искусства. Он покупал лучшие произведения передвижников для своей галереи (см. ст. «Государственная Третьяковская галерея»). Страстным защитником идей и принципов Товарищества передвижников был известный художественный критик В. В. Стасов, друг и наставник многих художников. В своих многочисленных журнальных статьях и обзорах выставок Стасов со свойственной ему горячностью и эмоциональностью пропагандировал лучшие произведения передвижников, объясняя публике цели и задачи нового художественного направления.
Одно из ведущих мест в творчестве передвижников занимала жанровая живопись (живопись бытового жанра), наиболее тесно связанная с современностью. Жизнь русских крестьян, мещан, интеллигенции с ее противоречиями и конфликтами, темными и светлыми сторонами отобразили в своих картинах И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Г. Г. Мясоедов, В. В. Максимов, В. Е. Маковский и другие художники-жанристы. В 1870-х годах увлечение жанровой живописью было настолько всеобщим, что ему отдали дань даже те художники, искусству которых свойственны иные творческие устремления, например портретист И. Н. Крамской или исторический живописец В. М. Васнецов. Лучшие жанристы-передвижники стремились в своих картинах на современные темы к большим социальным и жизненным обобщениям, к глубокому психологизму образов. Показывая тяготы народной жизни, вскрывая глубокие классовые противоречия, они, однако, видели в народе не только забитых, страдающих людей, но и исполинов с могучими духовными и физическими силами, не нашедшими еще себе достойного применения. Таким мы видим народ на картинах «Бурлаки на Волге» Ильи Ефимовича Репина, «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова (см. статьи «И. Е. Репин» и «В. М. Васнецов»). Жанровые картины у передвижников стали больше по размерам, монументальнее по композиции, в них появилось так называемое хоровое изображение народных масс. Таковы, например, картины Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, ГТГ), «Встреча иконы» (1878, ГТГ), «На войну» (1880 — 1888, ГРМ) и др. Во всех этих полотнах реалистически запечатлены драмы из народной жизни, яркие народные типы и характеры.
Большой интерес представляют полотна передвижников, показывающие жизнь и героическую борьбу русской интеллигенции — революционеров-народников (см. т. 8 ДЭ, ст. «Хождение в народ» и ил. на с. 455). Им посвящены картины И. Е. Репина «Отказ от исповеди» (1879 — 1885), «Арест пропагандиста» (1880 — 1892), «Не ждали» (1884; все в ГТГ). Образы революционной интеллигенции созданы и в картинах Владимира Егоровича Маковского (1846 — 1920) «Вечеринка» (1875 — 1897, ГТГ), «Допрос революционерки» (1904, Музей Революции СССР, Москва), и в картинах Николая Александровича Ярошенко (1846 — 1898) «Студент» (1881), «Заключенный» (1878; обе в ГТГ), «Курсистка» (1883, Музей русского искусства, Киев).
Подобно русским писателям-реалистам, передвижники создавали порой настоящие эпопеи о русском народе и российской действительности. Картина «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина — одна из них.
В корне изменили передвижники и характер исторической живописи. Картины на исторические сюжеты, которые раньше считались отвлеченными и условными, теперь звучали остро и современно, рождая споры и размышления. Более всего интересовала передвижников русская история, и особенно те ее события, которые позволяли ставить и решать актуальные по тем временам вопросы: о роли народных масс в историческом процессе, о значении личности в истории, об истоках и свойствах национального народного характера.
Наиболее яркие и образные ответы на эти вопросы даны в картинах крупнейшего представителя исторической живописи XIX в. Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и других (см. ст. «В. И. Суриков»).
Видное место в общем ряду достижений исторической живописи передвижников занимают картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Но первым, кто решительно повернул русскую историческую живопись к современности и реализму, был Николай Николаевич Ге (1831 — 1894). В его картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ) русская публика едва ли не впервые увидела изображение исторического события во всей правде характеров, ситуаций, в неоспоримой достоверности костюмов и обстановки. В столкновении отца и сына, Петра и Алексея, увидел Ге выражение основного исторического конфликта рубежа XVII и XVIII столетий — конфликта между прогрессивной силой, энергией петровских преобразований и рутиной старых, неподвижных и косных устоев жизни.
Одна из самых интересных страниц в истории искусства передвижников — портретная живопись. Выдающиеся художники работали в этом жанре: Крамской, Перов, Ге, Репин, Ярошенко, Суриков и многие другие. Несмотря на богатые традиции и достижения в этой области искусства, накопленные художниками предшествующих эпох, передвижники создали свой, особый тип портретного изображения. Глубокий психологизм, т. е. умение показать характер человека во всей его сложности и многоплановости, и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличают его. Портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа — писателей, ученых, художников, музыкантов, общественных деятелей. Портреты Толстого, Некрасова, Достоевского, Островского, Мусоргского, Стрепетовой, созданные Крамским, Перовым, Репиным и Ярошенко, не только воссоздают образы выдающихся современников, но и несут на себе печать раздумий художников о национальной типичности и народности их характеров.
Высокие патриотические идеалы любви и уважения к родной стране и ее народу нашли яркое выражение в пейзажной живописи передвижников. Горячо любя русскую природу и воспринимая ее как среду, в которой формируются эстетические вкусы и духовные наклонности русского народа, художники показывали эту природу по-разному.
Н. Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
М. Н. Антокольский. Иван Грозный. 1876. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897) любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина «Грачи прилетели» (1871, ГТГ) поражает такого рода соединением «обыкновенности» мотива с редкостной поэтичностью его истолкования. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных, ничем не примечательных деревенских задворках с сугробами снега у заборов и тонкими, кривыми, как бы случайно здесь выросшими березками? Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок! Рассматривая этот пейзаж, невольно проникаешься ощущением его особой, национальной неповторимости и глубинной народности.
Иные пейзажные мотивы и образы влекли современника Саврасова художника Ивана Ивановича Шишкина (1832 — 1898). В его картинах «Рожь» (1878), «Лесные дали» (1884; обе в ГТГ), «Афанасьевская корабельнаая роща близ Елабуги» (1898, ГРМ) запечатлены красота русского леса, захватывающий размах необозримых российских просторов и далей. Как и все творчество Шишкина, эти картины посвящены утверждению величия и неповторимой прелести русской природы.
Друзья шутливо называли Шишкина царем леса. Действительно, никто из современников так не знал и не любил так, как он, лес. На протяжении всего долгого жизненного пути Шишкин непрестанно изображал лес, оставив.сотни рисунков и гравюр, десятки этюдов и картин о лесе. «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) — одно из лучших созданий мастера. Этюд, написанный с натуры, выглядит как вполне законченная, строго продуманная в своей композиции картина. Все — и стволы деревьев, и молодая хвоя, и сухая земля с кустиками растущих на ней трав — нарисовано и выписано в этюде самым тщательным образом, как умел делать это среди пейзажистов один только Шишкин.
И. Е. Репин. Запорожцы пи шут письмо турецкому султану. 1891. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.
В. М. Васнецов. Богатыри 1881 — 1898. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
А. К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Ф. А. Васильев. Перед дождем. 1870. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В. Д. Поленов. Московский дворик. 1878. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.
А. И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.
И. И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем. 1886. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
И. И. Левитан. Март. 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
А. М. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину. 1880. Бронза, гранит. Москва.
Архипа Ивановича Куинджи (1841 — 1910) можно назвать романтиком среди реалистов. Он любил изображать необычные моменты в жизни природы, редкие эффекты освещения. Будучи превосходным колористом, он добивался в своих картинах удивительного сияния красок, как бы свечения их изнутри, что дало повод для возникновения многочисленных легенд об искусстве мастера. Куинджи действительно любил экспериментировать, но это были эксперименты живописца, стремившегося с помощью цвета создать впечатление романтической преображенности мира. Волшебным видением воспринимается изображение украинской ночи на знаменитой картине «Ночь на Днепре» (1880, ГРМ) с ее мастерски переданным, таким удивительным и таинственным сиянием лунного света. Одно из самых замечательных полотен художника — «Березовая роща» (1879, ГТГ). В нем художник необычайно поэтично передает красоту родной природы.
Юношеской непосредственностью восприятия, свежестью и взволнованностью чувств отмечено искусство трагически рано умершего, обаятельного и талантливого «чудо-мальчика» Федора Александровича Васильева (1850 — 1873). Что бы ни изображал Васильев — мокрый луг со следами только что промчавшейся бури («Мокрый луг», 1872, ГТГ) или хмурую зимнюю оттепель («Оттепель», 1871, ГТГ), величавые крымские горы или убогие избушки русских деревенек, — во всем находил он подлинную поэзию.
Василий Дмитриевич Поленов (1844 — 1927) был лириком, влюбленным в красоту старинных усадеб с их тенистыми парками и заросшими прудами. Много внимания уделял Поленов проблеме передачи в живописи сложного взаимодействия света, цвета и воздуха (пленэра). В потоках мягкого света и голубого воздуха, в сиянии свежей, весенней зелени предстает мир на его картине «Московский дворик» (1878, ГТГ).
Лучшие традиции пейзажной живописи передвижников были блистательно обобщены и развиты в творчестве выдающегося художника конца XIX в. Исаака Ильича Левитана (1860 — 1900). Художник обогатил русскую пейзажную живопись невиданным ранее разнообразием тем, а также глубиной и богатством выраженных в его картинах чувств и размышлений. Величию волжских просторов посвящены картины «Вечер. Золотой плёс», «После дождя. Плёс» (обе 1889). Картины художника «Вечерний звон». Третьяковская галерея стала одним из крупнейших центров искусствоведческой науки, создан штат научных сотрудников и реставраторов, которые сохраняют и исследуют произведения русских мастеров.
Третьяковская галерея устраивает выставки и в городах Советского Союза, и в далеких зарубежных странах. (1892), «Золотая осень» (1895) и другие одухотворены незримым присутствием человека. Все красочное богатство русского пейзажа передано на полотнах Левитана. Это и «Золотая осень» с ее глубочайшей синевой реки и золотом опадающих листьев берез, и «Март» (1895) с его блестками тающего снега. Художник создал радостный, жизнеутверждающий образ природы («Свежий ветер. Волга», 1891 — 1895; «Весна — большая вода», 1897; «Березовая роща», 1885 — 1889). Задумчива, печальна, полна таинственности природа в картине «У омута» (1892). Поэтические раздумья о жизни отражены в произведении «Над вечным покоем» (1894) с его эпическим образным строем. (Все названные произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее.)
И. Н. Крамской. Портрет П. М. Третьякова. 1876. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фасад здания сооружен в 1902 г. по проекту В. М. Васнецова.
Левитан выразил настроения и мысли, понятные и близкие его современникам. В грусти тихого осеннего дня, в печальном движении пустынной дороги вдаль, к синему горизонту, в знаменитой «Владимирке» (1892, ГТГ) как бы услышал Левитан звон кандалов и заунывное пение каторжан, прошедших по этой дороге горя и слез в далекую Сибирь на каторгу. Простой пейзажный мотив превращен художником в глубокий образ жизни царской России с ее напряженной политической борьбой, самодержавным деспотизмом.
Особое место в русском искусстве второй половины XIX в. занимают работы художников И. К. Айвазовского и В. В. Верещагина. Эти художники в состав Товарищества передвижных художественных выставок не входили, но оба, хотя и в разной степени, испытали воздействие реалистических принципов искусства передвижников.
Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900) прошел долгий путь жизни и творчества. Начинал он еще в 1840-х годах как типичный представитель романтической школы в русской пейзажной живописи. Уже тогда излюбленной темой Айвазовского было море. Он изображал море всю свою жизнь в различных его состояниях, разном освещении. Для Айвазовского море было неким романтическим олицетворением грозной и величественной стихии («Девятый вал», 1850, ГРМ). Тем не менее в 70 — 80-х годах под влиянием реалистического искусства передвижников Айвазовский начинает изображать море правдивее и естественнее. Лучшая картина этого периода творчества художника — «Черное море» (1881, ГТГ).
Очень популярно было во второй половине XIX в. искусство крупнейшего русского баталиста (баталист — художник, искусство которого посвящено военной теме) Василия Васильевича Верещагина. Он первым в истории искусства задумал средствами живописи рассказать правду о войне, показать те беды и несчастья, которые несет она людям (см. ст. «В. В. Верещагин»).
Развитие русской скульптуры второй половины XIX в. протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась, так как вместо пышных дворцов теперь в основном строились доходные жилые дома. Можно назвать лишь небольшое число достойных упоминания памятников, воздвигнутых в это время. В первую очередь к ним следует отнести памятник А. С. Пушкину в Москве (1880) Александра Михайловича Опекушина (1844 — 1923). Этот памятник органически вошел в архитектурный ансамбль Москвы, став неотъемлемой частью ее облика.
Наиболее талантливым скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский (1843 — 1902). Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы: Петр I (1872), Иван Грозный (1875), Спиноза (1882), Ермак (1891) — и мифологические: Христос (1876), Мефистофель (1883) — олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке — добра и зла («Петр I», «Иван Грозный», «Христос» — в ГТГ, «Спиноза», «Ермак», «Мефистофель» — в ГРМ).
Серьезные трудности испытывает во второй половине XIX в. русская архитектура. Развитие капиталистических отношений, рост городов требовали многоквартирных доходных домов, больших магазинов, вокзалов, фабрик. Большой размах строительства стимулировал применение новых материалов (стекла, железа), но ни нового стиля, ни новых традиций архитектура этого периода не выработала. На протяжении всей второй половины XIX в. архитекторы пытались новую строительную технику и новые практические требования нарядить в «старые костюмы», беря их то из классицизма, то из барокко или ренессанса. Делались попытки использовать и некоторые приемы древнерусского зодчества (см. ст. «Архитектура»). Например, в здании Исторического музея в Москве (1875 — 1881) использованы формы русской архитектуры XVII в. (архитектор В. О. Шервуд).
Вторая половина XIX в. в России — время расцвета литературы, живописи, музыки и театра. Эти виды искусства наиболее полно и последовательно выразили основные требования и вкусы эпохи. Это было время высшего расцвета критического реализма.
Государственная Третьяковская галерея
Это один из крупнейших советских музеев, известный не только в нашей стране, но и за рубежом. Коллекция «Третьяковки», как любовно называют Третьяковскую галерею посетители, насчитывает десятки тысяч произведений русских и советских живописцев, графиков, скульпторов.
История этого музея началась более ста лет назад. Братья Третьяковы, Павел Михайлович и Сергеи Михайлович, были богатыми купцами — они имели большие льнопрядильные и ткацкие фабрики в Костроме.
Детские годы Павла и Сергея проходили в то время, когда в богатых купеческих семьях стала проявляться тяга к наукам, к искусствам, возникла потребность в духовной жизни. Страсть к коллекционированию в этой среде часто носила стихийный, случайный характер, но были и широко известные собрания картин. Таким собранием стала коллекция братьев Третьяковых. Она стала первой открытой для всего народа картинной галереей.
Младший из братьев — Сергей Михайлович (1834 — 1892) — собрал в основном картины иностранных художников. Павел Михайлович (1832 — 1898) свои интересы ограничил коллекционированием картин только русских художников, желая прославить национальное искусство.
Возникновение коллекции братьев Третьяковых совпадает по времени с зарождением интереснейшего явления в русской культуре — передвижничества.
Павел Михайлович проделал громадный скрупулезный труд по собиранию и сохранению картин в тесном контакте с худож. никами-передвижниками и художественным критиком В. В. Стасовым. Его галерея пользовалась большой славой.
В 1892 г. неожиданно умирает Сергей Михайлович, который, зная планы старшего брата, завещал свое собрание родному городу. В этом же году Павел Михайлович передал и свою коллекцию в дар Москве. К тому времени галерея Павла Михайловича насчитывала около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 г.
Огромный труд по созданию первого национального общедоступного музея, передачу его городу Москве и всему русскому пароду можно назвать высоким гражданским подвигом П. М. Третьякова. В память о нем ленинский декрет 1918 г. оставляет имя основателя в названии галереи.
В первые годы Советской власти в Третьяковскую галерею поступило много творений русских мастеров ХVIII — начала XX в. А отдел древнерусского искусства был создан именно в советское время.
Прекрасные произведения, всемирно прославившие русское искусство, хранятся в Третьяковской галерее: это портреты Боровиковского, Кипренского, Брюллова, это картина А. Иванова «Явление Христа народу», пейзажи Шишкина и Левитана, сказочные богатыри Васнецова, исторические полотна Сурикова, творения Крамского, Федотова, Перова, Верещагина, Репина, Серова, Врубеля, Коровина.
2i.SU ©® 2015