Замечательный живописец Александр Андреевич Ива'нов — выдающийся русский гуманист. Два основных чувства питали творческое вдохновение Иванова — безграничная любовь к искусству и сострадание к униженным, обделенным жизнью людям, стремление помочь им.
«Рожден в стесненной монархии, — с горечью писал о себе Александр Иванов, — не раз видел терзаемыми своих собратий, видел надутость бояр и вертопрашество людей, занимавших важные места...»
Одиннадцатилетним мальчиком начал Александр Иванов учиться в Петербургской академии художеств, где отец его был профессором живописи. В Академии Александр Иванов прекрасно овладел мастерством рисунка и живописи. В 18 лет он пишет картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», в 21 — картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (первая находится в ГТГ, вторая — в ГРМ).
В 1830 г. Общество поощрения художников выделило средства на поездку Иванова в Италию. Иванову предстоял тяжелый выбор: он любил дочь музыканта Гюльпена, но женатым художникам отказывали в поездке за границу. Иванов нашел в себе силы отказаться от личного счастья — весной 1830 г. он отплыл в Италию. Здесь художник Иванов узнает, что по капризу царя его отец без всяких причин изгнан из Академии и лишен работы.
В Италии Иванов пишет картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831 — 1834, ГТГ) и «Явление Христа Марии Магдалине» (1835, ГРМ).
В 1837 г. художник решился приступить к большой картине, изображающей событие, которое он считал важнейшим в истории человечества. Иванов был верующим человеком. Он верил, что в I в. н. э. людям явился Христос, сын бога. В то время люди делились на свободных и рабов и раба не считали за человека: он был только «говорящим орудием».
Согласно библейской легенде, Иисус Христос сказал, что все люди равны перед богом, он назвал доброту и кротость лучшими качествами человека.
Иванов был убежден, что назначение искусства — изменить жизнь. Ему казалось, что, если силой искусства обратить души людей к учению Христа, жизнь изменится, люди станут менее жестокими и более справедливыми. Все эти мысли о справедливости, доброте, высоком предназначении человека вложил Иванов в картину «Явление Христа народу» (1837 — 1857, ГТГ). Он работал над ней с перерывами 20 лет, вел полунищенское существование, унижался, выпрашивая из Петербурга деньги на продолжение работы, — он, который мог бы стать богатым и знаменитым, если бы согласился писать на заказ. Но Иванов не мог торговать своей кистью.
Сюжет картины таков: Иоанн Креститель проповедует людям учение Христа. В это время в отдалении показывается Иисус Христос, и Иоанн указывает на него. Люди, слушавшие до этого Иоанна Крестителя, обращаются к Христу: юноши порывисто поворачиваются к нему, дряхлый старик хочет взглянуть на Христа и просит, чтобы ему помогли приподняться, а раб богача не может отвести глаз от Иоанна Крестителя, пораженный новым учением. Для головы раба Иванов сделал много этюдов. Самый потрясающий из них находится в Русском музее в Ленинграде: передние зубы раба выбиты, на его шее веревка, он повернул голову и слушает слова о том, что все люди равны перед богом. Впервые он слышит обращенные к нему слова утешения и надежды, его воспаленные глаза заливаются слезами, он и улыбается, может быть, тоже в первый раз за всю свою страшную и долгую жизнь, и кожа на лице его собирается грубыми складками. Трудно найти живопись, исполненную столь сильного сострадания к угнетенному человеку, столь страстного утверждения человеческого достоинства.
Работая над картиной, Иванов много читал и думал. Книга немецкого ученого Штрауса «Жизнь Иисуса» помогла ему убедиться в том, что евангельские чудеса — это сказка. Революция 1848 г. в Италии заставила художника задуматься над иными, нерелигиозными путями освобождения человека от страданий и рабства. И когда Иванов, ищущий новое содержание для своего искусства, в 1857 г. специально приехал в Лондон для разговора с Герценом, он уже не верил в бога.
Художник прозрел, и это прозрение было для него катастрофой: замысел картины, над которой он работал на протяжении 20 лет, ради которой пренебрег славой, лишился личного счастья, оказался ложным.
После 27-летнего отсутствия, с неоконченной картиной художник возвратился на родину. Иванов привез с собой не только разбитые надежды, но и грандиозные планы: в толстых папках лежали акварельные рисунки, получившие всемирную известность под названием библейских эскизов. В них он толковал библию как сказание народа о своих мечтах, борьбе и надеждах на будущее.
В библейских эскизах он прославил человека, его красоту, силу и мужество. По этим эскизам Иванов мечтал когда-нибудь написать картины на стенах открытого для всех здания — «Храма мудрости», чтобы люди, приходя сюда, становились лучше и сильнее от одного созерцания его картин. Иванов верил в людей, он писал: «Человечество перестанет жить так, как жило до сих пор, — беспрестанно угнетая друг друга и тесня».
А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837 — 1857 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
А. А. Иванов. Голова раба (этюд к картине «Явление Христа народу»). Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Царская Россия холодно встретила художника. После шести недель жизни в Петербурге, исполненных горечи и унижений, Иванов умер 3 июля 1858 г. во время эпидемии холеры.
Ни один из грандиозных планов Иванова не удался: он не закончил картину,
которая должна была, по его замыслу, произвести переворот в жизни русского
общества, он не расписал «Храма мудрости». Но в произведениях художника,
совершенством которых гордится русское искусство, осталось его благородное
сердце, его вера в высокое достоинство и красоту человека. Оттого Чернышевский
назвал Иванова «одним из лучших людей, какие только украшают землю», оттого
мы, люди счастливой эпохи социализма, помним и любим художника, который
боролся за счастье людей.
2i.SU ©® 2015