Киев, Новгород, Владимир, Суздаль, Псков, Москва... Да разве перечислишь все города на Руси, овеянные многовековой славой, города, в которых сохранились памятники древнерусского искусства. Нас и теперь поражают своей красотой и величием кремли и монастыри, златоглавые белокаменные храмы, причудливые, будто сказочные деревянные церкви.
Искусство Древней Руси охватывает несколько веков — от X в., времени Ярослава Мудрого, до эпохи Петра I. У своих истоков древнерусское искусство было тесно связано с предшествующей ему культурой восточнославянских племен, которые, в свою очередь, унаследовали многие художественные традиции скифо-сарматского мира и античных колоний Северного Причерноморья (см. ст. «Древнее искусство народов нашей Родины» и т. 8 ДЭ, статьи раздела «Наша Родина в средние века»).
До нас почти не дошла гражданская архитектура времени расцвета Киевского государства и начала феодальной раздробленности — X — начало XII в. Только из раскопок и по скупым литературным свидетельствам мы узнаем, что простой люд жил в полуземлянках, что дома (хоромы) богатых людей и князей строились из нескольких деревянных срубов со сложными переходами и крышами, что возводились и богато украшенные каменные дворцы. От той поры до нас дошли остатки крепостных валов, древние врата, церковные здания, башня дворца в Боголюбове — памятник древнерусской гражданской архитектуры XII в.
Изумительные памятники искусства Киевской Руси сохраняют наши музеи. Произведения живописи, рукописные книги, украшенные миниатюрами и заставками, предметы, вырезанные из дерева, кости, камня, ювелирные украшения говорят об очень высокой художественной культуре. Успехи прикладного искусства объясняются высоким развитием всевозможных ремесел (Киевская Русь знала их свыше 60).
В храмах Древней Руси не только совершали церковную службу — в них принимали послов, проводили церемонию утверждения князей на правление, хранили казну, библиотеки. В Новгороде вокруг храмов происходили собрания горожан (вече). Древние летописи рассказывают нам, что в храмах многократно спасались люди от врагов во времена набегов монголо-татарских завоевателей.
Грандиозные здания соборов XI в. и теперь стоят в Киеве и Новгороде. Они были названы Софийскими в честь главного собора столицы Византии Константинополя (теперь Стамбул) — св. Софии. Русские, приняв религию византийцев — православие, старались подражать им в роскоши и величии дворцовых церемоний и церковной службы.
Внутреннее убранство Софийского собора в Киеве (заложен в 1037) поражает великолепием. Он украшен мозаиками из разноцветных камней, керамики и смальты (кусочки стекла, окрашенные в различные цвета) и фресками (см. ил. в т. 8 ДЭ, с. 196). Образы святых и сцены из их жизни на фресках и мозаиках монументальны и величественны. Однако роспись храма прославляла не только христианскую религию, но и могущество государственной власти. На хорах храма был портрет его основателя — князя Ярослава Мудрого, его дочерей и сыновей (теперь сохранились только изображения дочерей и младших сыновей), а на стенах вдоль лестниц, ведущих на хоры, — сцены конных состязаний, охоты, цирковых представлений.
В начале XII в. в Киеве и Новгороде продолжают строить громадные здания соборов. Примером таких сооружений в Новгороде могут служить стоящие на берегах реки Волхов соборы Антониева (1117) и Юрьева (1119; мастер Петр) монастырей.
Древнейшие здания возводились из светлого узкого кирпича, скрепляемого связующим раствором, который, застывая, образовывал широкие полосы — цемянки. Часто в стены закладывали, большие необработанные камни. Теперешняя белая окраска стен принадлежит более позднему времени.
В середине и конце XII в. в Новгороде и Пскове возводятся уже небольшие по размерам одноглавые церкви в форме куба с тремя полукруглыми выступами — апсидами. Внутри эти храмы предельно просты. Типичные постройки такого рода — церкви Георгия в Старой Ладоге (вторая половина XII в.), Спаса на Нередице (1198) в Новгороде, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (ок. 1156) в Пскове и др.
С начала XII в. начинает развиваться, приобретая все большее значение, Владимиро-Суздальское княжество, или, как говорили в древности, Залесская земля.
В городах Залесья — Ростове, Переславле-Залесском, Суздале и Владимире — при князе Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо возводят крепостные стены, строят дворцы и соборы. Строительство велось из местного белого камня, здания богато украшались резьбой — аркатурными поясками с масками (аркатура — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений), перспективными порталами, сложно профилированными окнами. Таковы Успенский собор (1158 — 1160; перестроен после пожара в 1185 — 1189) и Золотые ворота (башня с проездной аркой, увенчанная надвратной церковью; 1164) во Владимире, церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165), башня дворца в Боголюбове (1158 — 1165) и др. Стены же Дмитриевского собора во Владимире (1194 — 1197) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230 — 1234), как ковром, покрыты изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц, растений.
Софийский собор в Новгороде. 1045 — 1050.
По свидетельству литературных источников, древние соборы были богато украшены иконами, однако дошло до нас от той поры менее 30 икон.
Изучение их стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда ученые разыскали их в церквах и монастырях, а реставраторы расчистили их от более поздних слоев живописи.
Иконы писали на досках, которые скреплялись поперечными деревянными брусками — шпонками. На доску обычно наклеивали холст — паволоку. Паволоку покрывали левкасом — смесь мела и клея. Левкас полировали до блеска и по нему писали яичной темперой — минеральными и растительными красками, разведенными желтком. Готовую икону покрывали олифой. Олифа со временем темнела, икона покрывалась грязью и копотью, и тогда ее записывали новой живописью. Некоторые иконы обновляли по три и более раз. Эту-то более позднюю живопись и приходится расчищать реставраторам, чтобы обнаружить древнее письмо.
Художники в иконах умели передавать и свои чувства и надежды, свое отношение к добру и злу, идеалы своего народа.
Самые древние русские иконы относятся к концу XI — началу XIII в. Они полны спокойного величия, изображают мужественных, сильных, умных людей, готовых на подвиг. Таковы воины — Дмитрий Солунский на иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, и Георгий на иконе, находящейся в музее Московского Кремля. Они смелые воины, в полных доспехах, в сильных руках у них мечи и щиты.
В виде заступницы за людей изображается богоматерь на иконе Великая Панагия (ГТГ; Панагия в переводе с греческого — «совершенная святость»). Богоматерь стоит с поднятыми вверх руками, как бы заслоняя людей от всех бед.
Художники древней поры использовали насыщенные по тону синие, зеленые, вишневые краски, которые казались еще глубже в соседстве с розовыми и голубыми оттенками, ярко-красным и белым цветом. А благодаря сочетанию этих красок с золотым и серебряным фоном красочная гамма приобретала особую торжественность и звучность
Развитие владимиро-суздальского искусства было прервано в конце 30-х годов XIII в. вторжением монголо-татар. Города были разрушены, села сожжены. Началось многовековое монголо-татарское иго.
Церковь Покрова Богородицы на реке Нерли (близ города Владимира). 1165.
Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1374.
Георгий-воин. Икона XI -XII вв. Государственные музеи Московского Кремля.
Чудо Георгия о змие. Икона. Начало XVI в. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Феофан Грек. Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378.
В Новгороде и Пскове, не пострадавших от монголо-татар, строились в XIV в. небольшие каменные храмы. Расписывали их и русские и приезжие мастера. В новгородской церкви Спаса на Ильине улице (1374) работал знаменитый художник уроженец Византии Феофан Грек (1330-е — ок. 1410). Созданные им фрески построены на тонком сочетании различных коричневых, голубых, синих и сиреневых оттенков. Темные лица, на которые нанесены энергичные белые мазки (пробела), полны необычайной внутренней силы и экспрессии.
Однако русские города начинают постепенно возрождаться из пепла. Блестящие традиции владимиро-суздальского искусства и вдохновляющие это искусство идеи объединения Руси были подхвачены и развиты в XIV в. художниками Москвы. Ведущая роль в художественной культуре с конца XIV в. переходит к Москве, возглавившей объединение русских земель и борьбу за освобождение от монголо-татарского ига.
В Москве работал знаменитый художник Древней Руси Андрей Рублёв. Дата рождения Рублёва точно не установлена, предполагают, что он родился между 1360 и 1370 г. Вероятно, он был монахом Троице-Сергиева монастыря — одного из крупных культурных центров Руси той поры (находится в Загорске под Москвой), а под конец жизни — Андроникова монастыря в Москве. Дважды о нем сообщают летописи: в 1405 г., когда он с Прохором из Городца и Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле и писал для него иконы, и в 1408 г., когда он со своим старшим другом иконописцем Даниилом Чёрным (ок. 1360 — 1430) работал над восстановлением росписи и иконостасом Успенского собора во Владимире (старая живопись собора почти целиком погибла во время монголо-татарского нашествия в 1237 г.). Сохранились выполненные Рублёвым для этого собора фрески на тему «Страшного суда» (по религиозным преданиям, «Страшный суд» — это якобы божий суд, который должен был состояться в определенный день, «конец мира», в который всем людям воздается по заслугам: грешники получат наказание, а праведники — вечное блаженство). До нас дошла далеко не вся грандиозная композиция, которая когда-то занимала западную часть собора, а только фрагменты. Живопись утратила былую яркость красок, поверхность ее сильно потерта. Но образы ее и теперь покоряют нас красотой и плавностью движений. И главное — эта роспись глубоко человечна: мягкие и нежные лица святых — это лица простых русских людей.
Рублёв работал также над росписью Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и в Андрониковой монастыре, где был, видимо, и похоронен около 1430 г. Рублёв, как и другие художники Древней Руси, никогда не подписывал свои произведения, поэтому вопрос об его авторстве в каждом конкретном случае не раз вызывал споры ученых.
«Троица» — одно из самых достоверных произведений Рублёва. Она была написана в 1-й четверти XVB. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в честь его основателя — крупного церковно-политического деятеля Сергия Радонежского (ок. 1321 — 1391).
На иконе изображены три ангела, сидящие за столом вокруг жертвенной чаши. Кажется, что между ними происходит тихая беседа. Они пришли в дом к пророку Аврааму и предсказали ему рождение сына — таков богословский смысл иконы. Но Троица была и особым праздником — в этот день, по обычаю, мирились поссорившиеся люди. И это второе содержание и является в «Троице» главным. Мир, согласие, единодушие — вот к чему призывает художник русских людей. И это реальное содержание иконы отражало стремление русских людей к объединению Руси и к единодушному отпору врагам. Поэтому не случайно эта икона была посвящена Сергию Радонежскому — яростному поборнику объединения Руси, противнику феодальных войн и распрей.
Андрей Рублёв. Троица. Икона. 1-я четверть XV в. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В иконе все гармонично, согласно. Чистые краски: ярко-васильковая, нежно-зеленая, золотисто-желтая, голубая — напоминают нам краски русской природы в ясный июньский день.
Кисти Андрея Рублёва принадлежат еще три иконы: Спас (Иисус Христос), Архангел Михаил и Апостол Павел, найденные около звенигородского собора Успения «на Городке». В этих иконах гуманизм художника проявился с особой силой (все три в ГТГ). Особенно замечателен Спас. В его добром лице воплотился идеал человека того времени.
В конце XV — начале XVI в. жил и творил другой замечательный русский художник — Дионисий (ок. 1440 — после 1502 или 1503). Он работал в Боровске, Москве, Волоколамске, Ферапонтовой монастыре под Кирилловым (недалеко от Вологды), в Павлово-Обнорском монастыре. Писал фрески, иконы, возможно, миниатюры для книг. Особенно значительна его работа в Ферапонтовой монастыре, где он создал фрески, музыкальные по линиям и ритмам, бесконечно богатые по красочной гамме. Знамениты две его иконы, рассказывающие о жизни московских митрополитов XIV в. Петра и Алексия, — «Митрополит Петр в житии» и «Митрополит Алексий в житии» (первая — в Успенском соборе Московского Кремля, вторая — в ГТГ). Очень интересны клейма этих икон, в которых рассказывается о действительных исторических событиях (в иконописи клеймами называются небольшие законченные композиции, расположенные вокруг большого центрального изображения). Например, о поездке Алексия с дипломатическим поручением к татарскому хану, об исцелении жены хана Тайдулы.
Во многих клеймах изображена реальная архитектура того времени: белые храмы с шлемовидными крышами, звонницы. В конце XV в. в Новгороде были написаны первые произведения, которые можно отнести к историческому жанру, — это иконы, иллюстрирующие историческую повесть о победе новгородцев над суздальцами в 1169 г. (одна из них хранится в ГТГ, другая — в ГРМ, третья — в Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике).
Ценнейшими произведениями древнерусского искусства являются рукописные книги. Трудно даже передать то глубокое эстетическое чувство, то волнение, которое охватывает человека, когда он перелистывает древнерусскую рукописную книгу. Кожаный или парчовый переплет, нередко украшенный ювелирными изделиями; белый гладкий пергамент (бумага появилась только в XV в.); тщательно выведенные буквы; полные фантазии, созданные из рисунков зверей, птиц, цветов, листьев и различных завитков инициалы; яркие, затейливые, многокрасочные заставки; мастерски написанные миниатюры — все это делает книгу настоящим произведением искусства.
Книги писались и украшались от руки в многочисленных скрипториях — мастерских письма при монастырях. И сейчас в библиотеках хранятся тысячи рукописных книг, созданных в Древней Руси.
В середине XVI в. книги на Руси начали печатать. Первая печатная книга («Апостол») была создана в Москве в 1564 г. в типографии, организованной И. Федоровым вместе с П. Мстиславцем.
Сначала тиражи печатных книг были очень малы, поэтому и во второй половине XVI и даже еще в XVII в. наряду с печатными создавались и рукописные книги. Продолжали писать рукописные книги и для особо торжественных случаев.
Преображенская церковь в Кижах. 1714.
Во второй половине XV и XVI в. Москва подчиняет себе все русские княжества, создается единое Русское государство. Перед ним встает задача построить новую оборонительную систему. Поэтому начинают строиться новые города-крепости, ремонтируются и перестраиваются существовавшие ранее кремли, возводятся крепостные стены монастырей. К этому времени относятся существующие ныне стены кремлей: Москвы (1485 — 1516; см. ст. «Московский Кремль»), Тулы (1514 — 1521), Коломны (1525 — 1531), Нижнего Новгорода (1500 — 1511), а также монастырей: Новодевичьего (основан в 1524), Симонова (основан в 1379; оба Москва), Кирилло-Белозерского (основан в 1397, Кириллов), Троице-Сергиева (основан между 1337 — 1340, Загорск) и др.
Новым в зодчестве XVI в. было строительство каменных церквей с шатровым покрытием, т. е. покрытием в виде четырехгранной или многогранной пирамиды, напоминающим шатер. Такой храм был построен в селе Коломенском под Москвой, по преданию, в честь рождения Ивана Грозного (церковь Вознесения, 1532, ныне в черте Москвы). Шатровое покрытие имеет и Покровский собор, воздвигнутый в 1555 — 1560 гг. в Москве на Красной площади в ознаменование победы над Казанским ханством по проекту русских зодчих Бармы и Постника. Позднее, в конце XVI в., к собору была сделана пристройка и по ней его назвали собором Василия Блаженного. Собор поражает оригинальностью и смелостью архитектурного решения. Первоначально он был двухцветным — красным и белым. Нынешняя раскраска, покрывающая его сверху донизу, как драгоценное шитье, относится к XVII в. и отвечает народным вкусам того времени.
Дионисий. Митрополит Алексий исцеляет Тайдулу (жену хана). Клеймо с иконы «Митрополит Алексий в житии». Начало XVI в. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Портрет (парсуна) князя М. В. Скопина-Шуйского. 1-я половина XVII в. Государственный исторический музей. Москва.
Жатва. 1680 — 1681. Фреска из церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Неповторимо прекрасные произведения деревянной архитектуры, многие из которых дошли до наших дней, создавались в основном в XVI, XVII и XVIII вв. Особенно много их в северных районах. Небольшие часовни, шатровые и многокупольные церкви, деревянные избы, баньки, мельницы — все они строились без гвоздей, при помощи одного топора и являются примером удивительного мастерства народных умельцев.
В XVII в. архитектура становится нарядной и многокрасочной. Дома и храмы украшаются резными наличниками, крыльцами; широко применяются изразцы с разнообразными яркими изображениями. Во многих городах создаются архитектурные ансамбли, зодчие работают над планировкой городов.
Живописцы XVI и XVII вв. стремятся полнее и точнее изображать окружающий мир. Появляются портреты, названные парсуной (от слова «персона»), которые, несмотря на некоторую условность изображения, передают индивидуальные черты лица. В росписях храмов и в миниатюрах, иллюстрирующих книги религиозного содержания, изображаются сцены из жизни, трудовые процессы: жатва, уборка сена, виноделие, рыбная ловля и пр.
На всем протяжении своего сложного и длительного развития — с X до конца XVII столетия — древнерусское искусство было тесно связано с историческими судьбами народа, с его борьбой за независимость, с укреплением его национального самосознания. Даже в условных, символических образах религиозного искусства художники Древней Руси сумели воплотить идеалы и мечты своего народа.
Московский Кремль
Зубчатые стены, башни, увенчанные красными рубиновыми звездами, Спасская башня, на которой установлены знаменитые кремлевские куранты, Красная площадь, лежащая рядом, — все это Московкий Кремль, центр нашей Родины.
Восьмое столетие стоит Кремль на берегу Москвы-реки. Впервые о нем упоминается в летописи в 1147 г. Сначала он был деревянный. При Дмитрии Донском были возведены белокаменные стены, которые впоследствии, начиная с 1485 по 1516 г., были заменены существующими ныне кирпичными стенами и башнями. В конце XVII в. башни были надстроены и получили шатровое покрытие.
Во время своего создания Кремль был первоклассной европейской крепостью, построенной по всем правилам тогдашнего фортификационного искусства. Кремлевские стены имеют форму огромного треугольника, длина их более 2 км. Высота стен колеблется от 5 до 19 м, их толщина — 3,5 — 6,5 м. Кремль имеет 20 башен. Но у Кремля было не только оборонное значение, но и политическое: он воплощал силу Москвы — столицы освободившегося от монголо-татарского ига единого Русского государства.
Человек, приходящий в Кремль, попадает на Соборную площадь — одну из самых красивых площадей мира.
В центре ее высится главный Успенский собор, сложенный из белого камня, увенчанный пятью золотыми главами. Стены его расчленены лопатками, заканчивающимися мягкими полукружиями.
Собор строился в 1475 — 1479 гг. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире, построенный в XII в. Расписывал собор замечательный русский художник Дионисий.
Перед Успенским собором слева, если стоять к нему лицом, находится здание Грановитой палаты. (Построена артелью русских мастеров в 1487 — 1491 гг. Свое название «грановитая» палата получила оттого, что стены ее сложены из граненого белого камня. Она служила приемным залом и местом для пиров.) Справа — высокое башнеобразное строение, увенчанное золотым куполом, — колокольня «Иван Великий» (архитектор Бон Фрязин, надстроена в 1600 г.). Около колокольни стоят два уникальных памятника русского чугунного литья: Царь-колокол и Царь-пушка, названные так за огромные по тем временам размеры. На другой стороне площади находятся Архангельский собор (построен в 1505 — 1508 гг. архитектором Але-визом Фрязиным Новым). Собор служил усыпальницей русских великих князей и царей.
Почти напротив Архангельского собора стоит построенный в 1484 — 1489 гг. псковскими мастерами Благовещенский собор. В 1508 г. сын Дионисия Феодосии расписал его фресками. Собор известен и тем, что в нем находится иконостас работы знаменитых художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва.
Московский Кремль пережил многовековую историю, и в каждом веке строились в нем новые здания. В 1635 — 1636 гг. русские мастера Антип Константинов, Ларион Ушаков, Важен Огурцов и Трефил Шарутин построили Теремной дворец, который во многом напоминал деревянные строения. Здание увенчивала высокая крыша, окна были нарядно украшены резными цветными наличниками. В 1702 — 1736 гг. был возведен Арсенал, в котором хранилось и изготовлялось оружие.
В 1776 — 1778 гг. знаменитый архитектор М. Ф. Казаков возвел здание Сената (теперь здание Верховного Совета СССР). В 1844 — 1851 гг. строится Оружейная палата, которая и теперь является хранилищем национальных ценностей и оружия.
В 1839 — 1849 гг. по проекту архитектора К. А. Тона и при участии архитекторов Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова и других строится Большой Кремлевский дворец. В этом дворце происходят заседания Верховного Совета СССР и РСФСР, съезды и пленумы Коммунистической партии Советского Союза, всесоюзные совещания.
В 1959 — 1961 гг. по проекту группы архитекторов во главе с М. В. Посохиным был построен Дворец съездов.
Грановитая палата. Интерьер. 1487 — 1491.
2i.SU ©® 2015