Искусство нашей Родины в своем развитии прошло те же этапы, что искусство многих стран Европы и Азии. Но были здесь и свои особенности, которые определялись своеобразием социально-общественных и политических процессов. В эпоху средневековья, как известно, содержание искусства, характер его различных видов и жанров зависели не только от господствующего тогда класса феодалов, но и от религии. Именно поэтому искусство Руси, Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении, Грузии, связанное с православием, значительно отличалось от искусства народов Средней Азии, Казахстана, Азербайджана, где господствовал ислам. В свою очередь, в Литве, Латвии, Эстонии, искусство которых развивалось под воздействием католической и протестантской Европы, получили распространение формы и стили, характерные для многих европейских стран. И все же уже в средние века начался процесс сближения искусства народов нашей Родины, процесс, который получил свое развитие в последующие столетия.
В XVIII и особенно в XIX в. связи между искусством различных народов нашей страны становились все более глубокими. Особенно важно отметить влияние русского искусства на развитие искусства народов, населявших царскую Россию. Художники Закавказья, Украины, Белоруссии, Прибалтики ориентировались на передовое русское искусство, связанное с прогрессивными, революционными идеалами своего времени. Это во многом определило характер их искусства.
В русском искусстве наблюдались те же художественные направления и стилевые течения, которые были характерны для всего европейского искусства. От белокаменных храмов Киева, Владимира и Суздаля, суровых крепостных сооружений Новгорода, неповторимых по колориту росписей Рублёва и Дионисия, живописных московских теремов и церквей XVII столетия русское искусство прошло долгий и сложный путь, который лежал через пышное великолепие дворцов Растрелли, созданных в XVIII в. в стиле барокко; через спокойную простоту и строгое величие искусства классицизма, ярчайшими представителями которого в XVIII в. были скульптор Козловский и архитекторы Баженов и Казаков, а в начале XIX в. — архитекторы Воронихин, Захаров, Росси и Стасов; через романтизм Кипренского; через разящее, гневно разоблачающее царизм искусство передвижников, методом которых стал критический реализм; через сложные искания художников, творивших на стыке двух веков, к самому гуманному и передовому искусству в мире — искусству социалистического реализма.
2i.SU ©® 2015