В результате разгрома фашизма во второй мировой войне и свершения социалистических революций ряд государств Европы и Азии в конце 40-х годов вступил на путь социалистического развития. За сравнительно короткий срок своего существования социалистические государства, скрепленные дружескими узами всестороннего сотрудничества, опираясь на опыт социалистического строительства в
СССР и пользуясь его поддержкой, достигли больших успехов во всех областях хозяйственной и культурной жизни.
При всех различиях, связанных с национальными художественными традициями, в искусстве этих стран много общего, и что особенно важно — общая идеология. Общность, целей — строительство социализма и коммунизма — обусловила единые устремления деятелей культуры и искусства. Идеи борьбы за мир и прогресс, международную солидарность трудящихся, пафос созидания нового общества вдохновляют мастеров искусства стран социализма на создание произведений идейно значительных и масштабных. И в то же время их искусство не утратило своих национальных особенностей, тех специфических черт, которые слагались на протяжении веков и были неразрывно связаны с традициями народного искусства. Обмен творческим опытом с искусством Советского Союза и других братских стран обогащает искусство каждой из социалистических стран, поднимает его на новую, высшую ступень развития, помогает в борьбе за становление метода социалистического реализма. Велико значение деятелей старшего поколения, сумевших сохранить верность реализму на протяжении всей жизни и передать основы мастерства своим преемникам — художникам последующих поколений.
Процесс развития искусства в разных социалистических странах проходит по-разному. Но основные его тенденции ясно определились — искусство социалистических стран обращено к народу, к труду и жизни строителей нового мира. Во всех видах и жанрах искусства социалистических стран, основным художественным методом которых стал социалистический реализм, поднимаются темы революционной борьбы, раскрываются образы героев славного исторического прошлого и наших современников. И уже теперь можно говорить не только о высоких достижениях искусства каждой из социалистических стран, но также и о сложении целой системы искусства стран социалистического содружества, опирающейся на традиции прогрессивного демократического искусства предшествующего периода, на традиции всего мирового современного реалистического искусства, и в первую очередь искусства социалистического реализма.
Сплоченные едиными устремлениями, художники стран социализма своим искусством ведут непримиримую идеологическую борьбу с лагерем империализма и реакции. Мощной демонстрацией идейно-эстетических принципов стали выставки искусства художников социалистических стран в Москве (1958, 1975), в Софии (1974) и в столицах других социалистических стран.
За годы народной власти произошли коренные изменения в области культуры. Перед освобожденными народами открылись неограниченные возможности проявления всех творческих способностей. Вместо отдельных меценатов, покровителей искусства, заказчиком художника стал народ, кровно заинтересованный в развитии искусства. Коммунистические и рабочие партии и народные правительства создали все условия для всестороннего развития искусства. Творчество мастеров социалистических стран получило признание и за рубежом. Многие из них: А. Августинчич, Ж. Кишфалуди-Штробль, Ф. Кремер, В. Клемке, К. Баба, К. Покорный — стали почетными членами АХ СССР.
Невиданный размах во всех странах социализма получило монументальное искусство. Главная его задача — создание городских памятников и скульптурно-архитектурных ансамблей, увековечивающих подвиги народных героев, отдавших жизнь в национально-освободительных войнах и в борьбе с фашизмом, и мужество советских солдат-освободителей.
Наряду с монументальным искусством развивается и станковое, а также все виды декоративно-прикладного искусства.
В изобразительном искусстве Народной Социалистической Республики Албании развивается реалистическое направление. В живописи получили развитие различные жанры: исторический, бытовой, портрет, пейзаж. В 40-х годах появились первые произведения графики (карикатура, книжная иллюстрация, плакат). Скульпторы выступили с портретами, ^жанровыми композициями, монументальной скульптурой.
Устремления к созданию искусства, связанного с задачами народного строительства, проявляются в творчестве скульптора Одисе Паскали (р. 1903), живописца Наджмедина Займи (р. 1916) и других.
Помолодела, преобразилась за годы народной власти Народная Республика Болгария. По всей стране выросли ансамбли нового типа, промышленные, жилые, курортные комплексы, среди которых славятся «Солнечный берег» и «Золотые пески» на Черноморском побережье. Воздвигнуты памятники борцам за освобождение Болгарии в Софии, Видине, Габрове, Пловдиве.
Незабываем Монумент в честь Советской Армии в Софии (1954), созданный коллективом скульпторов и архитекторов: Марой Георгиевой (р. 1905), Ваской Емануиловой (р. 1905), Иваном Лазаревым (1890 — 1952), Иваном Фуневым (р. 1900), Любомиром Далчевым (р. 1902) и другими. Четко вырисовываются на фоне, неба и горных хребтов Витоши фигуры советского воина, болгарского рабочего и крестьянки. Монумент утверждает идею нерушимой дружбы между народами Болгарии и Советского Союза, дружбы, скрепленной совместно пролитой кровью в борьбе с иноземными завоевателями.
Символом нерушимой дружбы болгарского и советского народов стал также памятник советскому воину-освободителю, воздвигнутый в 1955 — 1957 гг. на одном из холмов г. Пловдива скульптором Василом Радославовым (р. 1908 — 1969). Болгарский народ любовно называет этот памятник «Алеша».
К темам антифашистской борьбы обращаются лучшие болгарские художники. Драматичны образы мужественных и стойких партизан, ведущих неравную борьбу с врагами, — героев картин «Расстрел» (1954) и «Партизанская песня» (1959) Илии Петрова (1903 — 1975). Тонко раскрывает внутренний мир борцов Сопротивления Светлин Русев (р. 1933). Проникновенны и романтичны образы партизан, созданные Стояком Веневым (р. 1904). А в его картинах на темы современной жизни, свободного труда («Веселый год», 1957; «Первый трактор», 1962) проявляется дар доброго и меткого юмориста.
Современность, героическую и светлую, утверждает Владимир Димйтров-Майстора (1882 — 1960). Удивительны по гармоничности и цветовой насыщенности его картины, воспевающие тружеников, буйное цветение фруктовых садов, обилие урожаев в родном Кюстендиле. Его «Девушка» (1952) — поэтическое воплощение красоты и молодости свободной Болгарии.
Один из крупнейших памятников, установленных в Венгерской Народной Республике, — Монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште (1947). Автор его — Жигмонд Кишфалуди-Штробль (1884 — 1975). Памятник возвышается над Дунаем, среди парка, и виден из разных районов города. Основная фигура памятника, олицетворяющая свободу и мир, — величавая женщина с пальмовой ветвью в поднятых руках. Расположенные у постамента этой главной фигуры аллегорические статуи посвящены героической борьбе народа за свободу. Здесь же статуя советского воина-освободителя.
К 20-летию Венгерской Народной Республики этот ансамбль дополнился новыми скульптурами на темы современности, установленными в парке по другую сторону холма. В это же время был возведен памятник Освобождения в Шальготаръяне (1965) Йожефом Шомодьи (р. 1916). Идея памятника — молодость и мир — нашла выражение в образах девушек, выпускающих в небо голубей.
Очень современны жизнеутверждающие образы молодежи, созданные Йене Кёреньи (р. 1908) в скульптурной группе «Демонстранты» (1953), в монументальных рельефах, украшающих здания вокзала в Дьере (1955) и общежития медиков в Будапеште (1965). Современная жизнь родной страны привлекает живописцев и графиков: Эндре Домановского (1907 — 1974) — автора многих картин и монументальных росписей; Шандора &ка (р. 1902), разрабатывающего также и темы революционной борьбы венгерского народа («Кровавый четверг. Демонстрация 1912 года», 1956; «Будем строить», 1970); Карая Раслера (р. 1925), увлеченного искусством цирка.
Искусство Социалистической Республики Вьетнам тесно связано с борьбой народа за свободу и независимость Родины.
Используя богатый опыт народных мастеров, художники Вьетнама еще в 30-е годы создали новую технику живописи — станковую лаковую живопись (ранее лаковая живопись использовалась только для украшения различных изделий). На специально приготовленных досках пишут лаковыми красками, добавляя золото, серебро и инкрустацию яичной скорлупой. Художники Нгуен Ван Ти (р. 1918), Фан Ке Ан (р. 1923), Ле Куак Лок (р. 1918) создали реалистические картины, рассказывающие об успехах народа, о его многолетней борьбе за независимость.
Продолжает развиваться и традиционная живопись на шелке, напоминающая акварель. Художница Ван Тхи Ха (р. 1923) написала в 1972 г. на шелке картину «На ткацкой фабрике», изобразив работающих женщин. Многие художники СРВ пишут картины маслом. Так, известный худоясник Чан Ван Кан (р. 1910) написал маслом картину «Боец берегового ополчения» (1961), на которой изображена девушка-боец, стоящая на страже морского побережья. В СРВ развивается и гравюра на дереве. Очень декоративна и цветная гравюра «Сбор кофе» (1964) Луан Суан Ни (р. 1913).
Скульпторы СРВ Чан Ван Лам (р. 1915), Зьен Минь Тяу (р. 1919), так же как и живописцы, создали образы героев национально-освободительной борьбы.
Провал американской агрессии против вьетнамского народа, освобождение Южного Вьетнама и воссоединение страны создали весьма благоприятные условия для дальнейшего развития искусства в СРВ.
Активная социальная направленность и народность отличают современное искусство Германской Демократической Республики. Наиболее прогрессивные немецкие художники старшего поколения, чье творчество сформировалось еще в период борьбы с фашизмом, после установления народной власти приняли активное участие в создании новой культуры и искусства, в искоренении мрачного наследия фашистской идеологии и последствий войны. Это Макс Лингнер (1888 — 1959) — интернационалист и публицист, вынужденный до установления республики долгие годы жить за рубежами родины; это Ханс Грундиг (1901 — 1958) и Леа Гриндиг (р. 1906); Отто Нагель (1894 — 1967), один из инициаторов установления дружеских контактов между немецкими и советскими художниками еще в 1920-е годы. Большое влияние на формирование послевоенного немецкого искусства оказало творчество страстной и мужественной Кете Колъвиц (см. ст. «Искусство капиталистических стран XX в.»).
Я. Кулих. Памятник героям Дуклы на Дукельском перевале. 1964. Бронза. ЧССР.
В память о высоком героизме борцов-антифашистов были созданы мемориальные ансамбли, возведенные на местах бывших концентрационных лагерей смерти — Бухенвальда, Заксенхаузена, Равенс-брюка. Особенно впечатляющ масштабный по размаху мемориал на месте концлагеря Бухенвальд (1952 — 1958). В едином комплексе здесь объединены творения архитекторов и полные драматизма и психологической глубины художественные образы скульпторов, стихи Иоганнеса Бехера и звон колоколов на башне, документы и вещественные свидетельства прошлого. Автор центральной многофигурной композиции — скульптор Фриц Кремер (р. 1906). Памятник Кремера состоит из одиннадцати исполинских фигур. Это истощенные и измученные узники лагеря смерти, которые предпочли умереть в борьбе, чем жить в неволе, и подняли восстание. Изображения полны сурового мужества и скорбной силы. Несокрушимая воля к победе написана на лицах восставших.
Развитию современной науки посвятил многие свои монументальные росписи Вальтер Вожака (р. 1925). В росписях, созданных им при оформлении Университета имени Гумбольдта, наряду с выдающимися немецкими учеными изображен и первый космонавт Юрий Гагарин (1962).
Ф. Кремер. Монумент борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде (фрагмент). Открыт в 1958. Бронза. ГДР.
Глубокая человечность, виртуозная отточенность исполнения отличает графику Вернера Клёмке (р. 1917), а также его театральные декорации и костюмы. Особое место в творчестве Клёмке занимают иллюстрации к сказкам братьев Гримм и Андерсена, повестям Жюля Верна и Марка Твена, учебникам. Вольфганг Маттойер (р. 1927) одну из своих работ — «Начало» (1971) — посвятил труду людей, строящих новую жизнь в ГДР.
Дальнейшее развитие после образования Китайской Народной Республики получила национальная живопись гохуа, которая исполняется на шелке или мягкой пористой бумаге прозрачными водяными красками и тушью. Крупнейшим художником, работавшим в национальных традициях, был Ци Бай-ши (1860 — 1957). Если живописцы прошлого создавали пейзажи в мастерских на основе своих впечатлений, то современные художники, путешествуя по стране, запечатлевают живописные места природы. К их числу принадлежит Ли Кэ-жанъ (р. 1907).
Получила широкое развитие и масляная живопись, появившаяся в Китае только в конце XIX в. Одним из первых живописцев, внедривших в Китае масляную живопись, был Сюй Бэй-хун (1895 — 1953), стремившийся сочетать достоинства гохуа и европейской манеры исполнения. Замечательный художник много писал маслом и в стиле гохуа. Его кисти принадлежат правдивые портреты рабочих и деятелей искусства.
Ж. Кишфалуди-Штробль. Монумент Освобождения на горе Геллерт. 1947. Бронза и другие материалы. Будапешт. ВНР.
Китайские скульпторы создали образы партизан, рабочих и исторических деятелей. Скульптор Лю Кай-цюй (р. 1904) в барельефах Памятника народным героям, воздвигнутого в 1953 — 1958 гг. в Пекине, отразил борьбу народа за независимость Родины, а скульптор Хуан Ли-шао (р. 1927) в фигуре Ли Сючэна, вождя крестьянской войны (известной в истории как восстание тайпинов), с большой выразительностью показал духовную силу героя, его волю и мужество.
В первые же годы после освобождения от колониального режима и создания Корейской Народно-Демократической Республики в произведениях корейских художников и скульпторов наблюдалось стремление к укреплению прогрессивных национальных традиций искусства. Уже в первые послевоенные годы была возрождена национальная живопись чосонхва, т. е. живопись на шелке или бумаге водяными красками и тушью. Часто художники создают свои произведения в технике чосонхва на створках ширм, служащих украшением комнат. В настоящее время многие живописцы пишут картины масляными красками на холсте, эта техника стала известна в Корее в начале XX в.
Произведения современных художников Кореи живо и реалистично показывают преобразования в жизни республики, трудовые подвиги народа. Тема героической борьбы народа за независимость Родины в 1950 — 1953 гг. волнует многих художников КНДР. Романтическое по своему характеру произведение Ли Чхбна (р. 1940) «Дед на реке Нактонган», написанное в 1966 г. в технике чосонхва, рассказывает о героическом подвиге старика крестьянина, который в дни сражений перевозил в своей лодке солдат, пробиваясь в зарослях реки, пылающей от взрывов снарядов.
К. Дуниковский. Памятник силезским повстанцам на горе св. Анны близ Катовице. 1949—1952. Камень. ПНР.
Как и ранее, художники КНДР воспевают красоту родной природы. Свежестью цвета, романтикой проникнут пейзаж художника Кима Менгу (р. 1922) «Небесное озеро на горе Пэктусан» (1970).
Значительные успехи можно наблюдать и в становлении скульптуры в КНДР. Коллективом ведущих скульпторов в 1961 г. в Пхеньяне был сооружен монумент «Чхоллима» («Конь, опережающий время»), олицетворяющий успехи народа в труде.
Высок уровень производства керамики в Корее. Большие успехи у мастеров лаков и художественной вышивки.
Победа в 1959 г. народной революции на Кубе привела к образованию Республики Куба. Это была первая страна американского континента, вступившая на путь социалистического развития. Активно включились в общественную жизнь страны скульпторы Хуан Хосе Сикре (р. 1898), Теодоро Рамос Бланка (р. 1902). Художник Кармело Гонсалес (р. 1920) создал мастерскую плаката, где работают такие талантливые мастера, как Р. Кинтана (р. 1927) и О. Янес (р. 1926). О. Янес написал портрет латиноамериканского революционера, одного из руководителей кубинской революции 1959 г. Эрнесто (Че) Гевара (1974). Интересные произведения графики и живописи созданы также А. Арменторосом (р. 1907), С. Кабрерой Морено (р. 1923; «Сельский триптих», 1960). Луис Мигель Вальдес (р. 1949) создал замечательные портреты руководителей и героев кубинской революции Фиделя Кастро и Эрнесто (Че) Гевара («Че и Фидель», 1975) и чилийского президента Сальвадора Альенде (1975).
В. Димитров-Майстора. Невеста. 1935. Холст, масло. Национальная художественная галерея. София. НРБ.
Чхве Бен Чхуль. Утро на пастбище в Чансоне. 1963. Живопись чосонхва. Музей национального искусства. Пхеньян. КНДР.
К. Баба. Крестьяне (из цикла «1907 год»). 1958. Холст, масло. Музей искусств Социалистической Республики Румынии. Бухарест. СРР.
25-этажное административное здание в центре Белграда СФРЮ.
В живописи Монгольской Народной Республики существуют одновременно два направления. Художники, придерживающиеся национальной традиционной техники живописи, пишут свои картины на полотне густыми красками типа гуаши и часто с дополнением золота. Они не применяют светотени, а используют лишь выразительность линий и цветовых пятен. Эта техника живописи называется мон-гол-зураг.
У. Ядамсурэн. Народный сказитель. 1958. Полотно, гуашь. Музей изобразительных искусств МНР. Улан-Батор.
Первым большим национальным художником Монголии был Марзан Шарав (1869 — 1939). Его по праву считают отцом современной монгольской живописи. Шарав приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и одним из первых написал портрет В. И. Ленина (1924). В настоящее время много молодых художников осваивают приемы традиционной живописи монгол-зураг. Прославленный художник Уржингийн Ядамсурэн (р. 1905) очень живо написал в этой технике народного сказителя (1958), а Адъяагий Сэнгэцохио (р. 1917) в 1962 г. выполнил портрет Марзана Шарава.
Второе, не менее значительное направление — станковая живопись маслом, появившаяся в МНР под влиянием европейской. В своих полотнах художники этого нового направления правдиво показывают те большие перемены, которые происходят в жизни монгольского народа. Образы пастухов, отважных укротителей коней, доярок нашли живое воплощение в творчестве Очирына Цэвэгжава (1915 — 1975) и известного художника Нямосорына Цултэма (р. 1923; «Гуртовщица», 1968; «Ю. Цеденбал среди скотоводов», 1975). В своей картине «Дорога» (1971) он раскрывает своеобразную красоту степного пейзажа, овеянного поэзией безграничного простора и тишины. Художники Дагдангийн Амгалан (р. 1933) и Содномын Нацагдорж (1928 — 1973) создают станковые эстампы, книжные иллюстрации и плакаты.
Чан Донг Лыонг. Молодость. 1958. Акварель на шелке. СРВ. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.
Работы монгольских скульпторов радуют своей непосредственностью. Скульптор Дамдингийн Дамдима (р. 1928) создает образы простых людей МНР. Интересны работы скульптора-самоучки Нямына Жамба (р. 1910), который с поразительной правдивостью передает укрощение диких коней.
Великий трудовой подвиг совершили строители, архитекторы, художники, скульпторы, ученые Польской Народной Республики, возродившие после войны из руин и пепла Варшаву. Они не только построили новые здания, но и реконструировали основные историко-культурные сооружения, точно повторив уничтоженные оригиналы. Работы по восстановлению разрушенных фашистами городов развернулись по всей стране. С особым подъемом и размахом героический дух эпохи выразил в своих послевоенных работах скульптор Ксаверий Дуниковский (1875 — 1964). Он принимал участие в восстановлении Вавельского замка в Кракове, создал монумент Освобождения в Олыптыне (1949 — 1955), памятник силезским повстанцам на горе св. Анны близ Катовице (1949 — 1952).
А в 1960-е годы в Катовицах был установлен памятник силезским повстанцам скульптором Густавом Зёмлой (р. 1931). К 20-летней годовщине народной власти на Театральной площади в Варшаве возведен «Памятник героям Варшавы. 1939 — 1945» (1964), который иначе называют «Варшавская Нике». Автор его Мариан Конечный (р. 1930) сумел найти яркий, выразительный образ.
Широкую известность завоевал польский плакат, ставший в послевоенное время одним из важнейших видов идеологического оружия в борьбе за построение социализма в Польше. С именем Тадеуша Трепковского (1914 — 1954), одного из признанных мастеров политического плаката, связывается понятие школы польского плаката. В антивоенном плакате «Нет!» (1952) художник создал образ большой обобщающей силы, связав воедино бомбу, дымящиеся развалины и веское короткое «Нет!» войне. Символом мира и трудового подъема освобожденного народа стал его плакат «Варшава» (1952), на котором изображены: белый голубь, строительный кран и четкие буквы, слагающиеся в слово «Варшава».
Особого размаха в Социалистической Республике Румынии достигло строительство новых общественных зданий, промышленных и курортных центров. Громады курортных корпусов разных форм и размеров выросли по Черноморскому побережью Румынии, образуя современные ансамбли, включающие произведения скульптуры, мозаики, росписи.
Преобразился старый Бухарест. Особенно красивы архитектурный ансамбль здания газеты «Скынтейя», новый центр Бухареста с высотными зданиями. Разнообразны памятники столицы. Среди них масштабный и строгий памятник В. И. Ленину (1960) Бориса Караджй (р. 1906). Гармоничен и полон поэзии памятник композитору Дж. Энеску (1959) Иона Жали (р. 1887), последовательно отстаивающего принципы реализма в румынской пластике. Жаля создал памятники выдающимся деятелям румынской истории (Штефану Великому, 1973), труженикам современной Румынии.
Румынские трудящиеся, и прежде всего крестьяне, — главные герои картин Корнелиу Бабы (р. 1906), одного из одаренных живописцев современности, раскрывающего мир надежд, переживаний, радостей и горестей простого человека. Остро психологичны характеристики героев в картинах «Отдых в поле» (1954) и «Крестьяне» (1958), посвященных крупнейшему крестьянскому восстанию 1907 г. в Румынии. Старые и молодые крестьяне, дети изображены в его картинах со всей силой реалистического мастерства. Неразрывно связаны они с землей, на которой живут и работают. Среди созданных им портретов привлекает глубиной характеристики портрет- Михаила Садовяну (1953) — писателя, чьи произведения иллюстрировал художник.
Многообразные темы современности успешно решает в технике гравюры Бела Ги Сабо (р. 1905). Значительных успехов достигли мастера Чехословацкой Социалистической Республики. Тема советско-чехословацкой дружбы нашла волнующее претворение в выразительной скульптурной группе «Братание» (1947 — 1950) Карела Покорного (1891 — 1962), который сумел передать чувства братской дружбы, родства между советским солдатом-освободителем и чешскими крестьянами. Романтической взволнованностью и лиризмом овеян созданный им образ поэтессы Вожены Немцовой (памятник на Славянском острове в Праге, 1954). Глубина замысла, масштабность, суровый драматизм отличают памятники павшим воинам Советской Армии (1960) в Братиславе, над которыми работали крупнейшие словацкие ваятели: Рудольф Прибит (р. 1913), Иозеф Кбстка (р. 1912), Ян Кулих (р. 1930), Александр Тризулиак (р. 1921), Тибор Бартфай (р. 1922) и Ладаслав Снопек (р. 1919).
Драматичны и значительны скульптурные образы словацкого ваятеля Яна Кулиха, автора памятника героям Дуклы на Дукельском перевале (1964). Сродни им образы героев прошедшей войны, исполненные в мозаике Владимиром Сыхрой (1903 — 1963). Мозаикой оформлен зал Советской Армии памятника Народному освобождению на горе Витков в Праге (1953). На террасе Ледебургского дворца в Праге Адольфом Забранским (р. 1909) выполнены в технике сграффито монументальные настенные композиции «В память Освобождения» (1955). Эти композиции привлекают искренностью чувств.
О всенародном строительстве тепло и живо рассказывает Мария Медвёцка (р. 1914) в картине «Юный строитель Оравской ГЭС» (1954). Поэзию и неповторимый облик родного города передает в пейзаже «Прага зимой» (1958) Ян Славичек (1900 — 1970), который все свое искусство, свое высокое мастерство посвятил Праге.
Высокий профессиональный уровень присущ чехословацким мастерам графики. Ясность гуманистического восприятия, чеканность формы, артистизм линий отличают графику Макса Швабйнского (1873 — 1962). Глубоко вошел в сознание народа созданный им образ национального героя Чехословакии Юлиуса Фучика (1950), молодого, вдохновенного, бесстрашного. Образы целеустремленных, суровых борцов за свободу народа созданы Винцентом Гложником (р. 1919). На тему современности художник Создал цикл линогравюр «Конституция ЧССР» (1961). О весне, о жизни своих современников рассказывает Орест Дубай (р. 1919).
Всемирную славу искусству Социалистической Федеративной Республики Югославии принес великий скульптор нашего века Иван Ме'штрович (1883 — 1962). Он автор многих прекрасных монументов, и в том числе памятника Неизвестному солдату, воздвигнутого на горе Авала около Белграда. В традициях реалистического искусства работает талантливый ученик Мештровича Антун Августйнчич (р. 1900). Поразителен размах исполненного им памятника Советской Армии (1945 — 1947) в Батиной-Скеле. Венчает его статуя Победы — величавой женщины со строгим прекрасным лицом, с поднятой вверх рукой, держащей меч. Весь ее облик утверждает торжество победы народа. Рельефы монумента рассказывают о совместной борьбе югославских и советских воинов против фашистских захватчиков.
Архитектура социалистических стран XX в.
За небывало короткий срок в странах социализма построены сотни новых городов и поселков, реконструированы старые. Такого размаха строительства не знала в прошлом ни одна из этих стран.
Первая и важнейшая особенность архитектуры стран социализма — комплексность. Зодчие стараются соединить в единый комплекс все, что нужно людям для труда, жизни и отдыха.
Так задуман коллективный жилой дом в поселке Горный Литвинов в Чехословакии, построенный в 1958 г. архитекторами Е. Лингартом и В. Гильским. Удобные квартиры недалеко от работы, вокруг много зелени. В невысоком блоке между двумя корпусами дома — детские сады, магазины, столовые, клубные комнаты, физкультурный и лекционный залы.
Вторая особенность архитектуры социалистических стран — индустриальные методы строительства. Крупные блоки, панели, современные строительные материалы определяют облик новых зданий.
Всему миру известны черноморские курорты Болгарии, например курорт «Аль-бена», построенный в 1967 — 1972 гг. по проекту бригады архитектора Н. Ненова.
Еще одна отличительная особенность архитектуры стран социализма — создание крупных градостроительных ансамблей. Таким ансамблем стала грандиозная система центральных магистралей и площадей Берлина — столицы ГДР. Особенно большое впечатление производит новый облик старого общественного центра города — площади Александрплац (1964; проект архитекторов И. Нэтера и Н. Швейцера). Высотный отель «Штадт Берлин», Центральный дом торговли, тщательно реставрированные старые здания, 14-этажный Дом учителя (архитектор Г. Хензель, ман, 1964), скульптуры, фонтаны образовали интереснейший ансамбль.
Гитлеровцы дотла разрушили прекрасную столицу ПНР. Но поляки собрали все старинные чертежи и фотографии и по ним восстановили облик исторического центра Варшавы, воссоздав затейливые фасады средневековых зданий. А за ними — современные клубы, кафе, магазины. Интересен проект дома-города венгерского архитектора Э. Золотаи (1962). Здесь детские сады, ясли, магазины, столовые размещаются не в отдельном блоке, а в самом доме, в коридорах-улицах, идущих по каждому десятому этажу. И дом этот высотой не в 12 этажей, а в 30 и даже местами в 50. Длина его около 3 км.
Р. Порро и другие. Государственная школа изящных искусств. 1963. Гавана. Республика Куба.
Все архитектурные журналы мира рассказали о построенном в Гаване (Куба) в 1963 г. здании Государственной школы изящных искусств (архитектор Р. Порро и другие), о его удобных аудиториях, тенистых двориках для выставок и работы.
Примером интересной работы стало здание консервного завода в Ньиредьхазе (Венгрия, 1965; архитектор Л. Фэлдеши).
Образцами современной архитектуры стали торговый центр «Универсам» в Варшаве (1961; архитекторы Н. Гриневецкий, И. и Е. Красинские, инженеры В. Залевский и А. Журавский), здание научного института в Праге (1965; архитектор К. Прагер), гостиница «Пелегрин» близ Дубровника в Югославии (1960-е годы; архитектор Д. Финц), спортивный зал «Фестиваль-68» в Софии (1968; архитекторы И. Татаров и Д. Владишки).
Архитекторы стран социализма опирались на богатые народные традиции, им помогал опыт прогрессивной мировой архитектуры. И конечно, маяком их исканий стали постройки зодчих СССР.
2i.SU ©® 2015