Пересмотр принципов импрессионизма осуществили ван Гог, Гоген, Сезанн и другие мастера, вошедшие в историю искусства под именем постимпрессионистов (латинское post означает «после»). В отличие от импрессионистов эти художники уже не были единомышленниками. Их объединяло лишь то, что они выступили после импрессионистов и каждый из них прошел через увлечение импрессионизмом. Однако каждый из этих художников сознавал несовершенство импрессионизма и искал художественные средства и возможности для создания нового искусства, более монументального, декоративного и экспрессивного. И это новое созданное постимпрессионистами искусство подготовило базу для искусства XX в.
Живший и работавший в Голландии Винсент Биллем ван Гог (1853 — 1890) в середине 80-х годов приехал во Францию, где пережил недолгий период творческого подъема. Он писал портреты, жанровые сцены, натюрморты, пейзажи. Каждое его произведение воспринимается как исповедь живописца, с удивительной заинтересованностью изображающего все, что его окружает.
В. ван Гог. Кафе-терраса в Арле. 1889. Холст, масло. Государственный музей Крёллер-Мюллер. Оттерло.
Извилистые рисующие мазки бегут по холсту, застывают сгустками, делая поверхность картины неровной, бугристой. С помощью всех этих приемов передается нервная взволнованность художника, видящего красоту мира и в то же время ощущающего его несовершенство. В отличие от большинства импрессионистов и многих постимпрессионистов ван Гог интересовался социальными проблемами действительности.
Ван Гог мечтал о создании мастерской, где сообща могли бы трудиться художники. В их объединении он видел силу, способную противостоять власти капитала, господствующей на художественном рынке. Однако мечтам художника не суждено было осуществиться. Творившие в условиях капиталистической действительности художники не только не сплачивались, а, напротив, взаимно отталкивались друг от друга, подчиняясь всевозрастающему индивидуализму. Полным разрывом окончилась попытка ван Гога работать совместно с Полем Гогеном.
Стиль Эжена Анри Поля Гогена (1848 — 1903) был иным, чем у ван Гога. Гоген писал уверенно и спокойно, накладывая краску на холст ровными, крупными пятнами. Каждое из них он обводил ясно читаемым контуром.
П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой. 1895 — 1900. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Ленинград.
Современная европейская цивилизация вызывала отвращение у Гогена, и он бежал из Парижа сначала в Бретань, а затем на острова Полинезии. Жизнь туземцев, экзотическая природа Таити и Маркизских островов нашли в Гогене своего вдохновенного певца.
Каждое из полотен Гогена с его неторопливыми ритмами, плоскостной трактовкой пространства, звучными аппликациями цвета легко представить себе в виде настенной росписи. Черты монументальности, обобщенности форм в живописи Гогена были использованы позднее художниками-монументалистами XX в.
Не менее сильное влияние на развитие западноевропейского искусства XX в. оказал Поль Сезанн (1839 — 1906). Подобно Гогену, Сезанн принимал участие в выставках импрессионистов и многое взял от их манеры. Однако в противоположность импрессионистам Сезанн стремился к передаче устойчивых объемных форм, конструктивности. «...Я считаю, что в живописи мы логически раскрываем то, что мы видим и чувствуем в природе...» — утверждал художник. Композиции его картин продуманы, лишены случайности. Цвет не подчиняется мгновенным изменениям освещения, а уверенно моделирует формы чередованием теплых и холодных тонов.
Сезанн писал пейзажи, портреты, различные сцены из жизни, но наиболее
полно его творческие принципы раскрываются в натюрмортах. В этом жанре
он чувствовал себя особенно уверенно. Он выбирал такие предметы, которые
могли подолгу оставаться без изменений. Строгая выверенность пространственных
построений, благородство цветового решения, пластическая выразительность
дают все основания относить натюрморты Сезанна к числу шедевров этого жанра.
2i.SU ©® 2015