Эдуар Мане занимает промежуточное место между классиками демократического реализма и импрессионистами. Его творчество в 60-е годы тесно связано с искусством старых мастеров. Обращаясь к сюжетам, близким Рафаэлю и Джорджоне, художник в то же время насыщает их подлинно современным содержанием. Таковы «Завтрак на траве» и «Олимпия» (обе — 1863, Музей импрессионизма, Париж). Ха'рактер образов, манера письма, лаконизм рисунка — все это выдает руку мастера.
В 70-е годы Мане сближается с импрессионистами, начинает работать на
открытом воздухе, уделяет особое внимание передаче освещения. Но, пройдя
через увлечение импрессионизмом, Мане творчески преломляет его влияние,
и последние его произведения говорят о поисках нового стиля, синтезирующего
искания 60 — 70-х годов. Вершина творчества позднего Мане — картина «Бар
«Фоли-Бержер» (1881 — 1882, Институт Курто, Лондон). У стойки бара прямо
перед зрителем изображена девушка с печальным, задумчивым лицом. Перед
ней несложный натюрморт: фрукты, цветы, бутылки. Все остальное — заполненный
публикой, сияющий люстрами зал, клиент перед стойкой — это лишь отражение
в зеркале за спиной девушки. Обыденный сюжет превращен художником в настоящую
живописную поэму, где не только фигура человека, но и предметы написаны
удивительно свежо и красиво. В картине «Бар «Фоли-Бержер» Мане окончательно
утверждает поэтическое видение современности, которым было пронизано все
его творчество.
2i.SU ©® 2015