С конца 1860-х годов ведущую роль в искусстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы начинает играть реалистическая жанровая живопись, откликающаяся на социальные конфликты эпохи.
Социально насыщенным, по-настоящему гражданственным было творчество крупнейшего живописца Венгрии, художника-демократа Михая Мункачи. Впервые в истории венгерского искусства героями картин становятся не только борцы за свободу Венгрии от чужеземного гнета — бетьяры, воспевавшиеся в песнях и легендах о народных мстителях, но и рабочие-забастовщики, выступавшие на борьбу за свои права («Забастовка», 1895).
Одна из самых драматичных картин Мункачи — «Камера смертника» (1870). В ней изображен бетьяр — защитник обездоленных, приговоренный к смерти. Проститься с ним пришли его близкие, крестьяне. Они по-разному, но глубоко и сочувственно переживают трагедию. Сам бетьяр, сидящий у стола, не сломлен духом, он суров и собран.
Глубоко народны герои картин Мункачи «Щипательницы корпии» (1871), «Ночные
бродяги» (1873), «Старуха, сбивающая масло» (1873).
2i.SU ©® 2015