2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Пейзаж первой трети XIX в.

Первая треть XIX в. была временем интенсивного развития пейзажа, представленного прежде всего английскими и немецкими мастерами. Смелым новатором, направившим искусство европейского пейзажа по пути реализма, был Джон Констебл (1776 — 1837). Именно он первый с такой последовательностью придерживался принципов, ставших определяющими для всех лучших пейзажистов XIX в.: писать родную природу, искать в самой природе закономерности ее развития, диктующие художникам и композицию, и колорит полотна. Исходя из этой программы, Констебл уделял большое внимание этюдам с натуры, причем прежде всего этюдам неба. «Трудно найти такой пейзаж, где небо не являлось бы ключом, основным цветовым акцентом, не определяло бы настроения всей картины... — утверждал художник. — Небо — источник света в природе и господствует надо всем...» А свет в конечном итоге определяет звучание красок, цвет. Цвету Констебл также уделял большое внимание, стремясь очистить свою палитру от темных тонов и вернуть краскам их первозданную чистоту. Характерный пример живописи английского мастера — «Пейзаж со скачущей лошадью» (1825, Королевская академия, Лондон). Все элементы природы — вздувшаяся от дождей река, покрытое облаками небо, деревья — воспринимаются живописцем в их неразрывном единстве, как части всегда изменчивого мира природы. В тесной связи с ним живет человек. Его глазами Констебл умеет взглянуть на окружающее.

Д. Констебл. Пейзаж со скачущей лошадью. 1825. Холст, масло. Королевская академия. Лондон.

К. Д. Фридрих. Меловые скалы в Рюгене. 1818 — 1820. Холст, масло. Собрание О. Рейнхардта. Винтертур (Швейцария).

Второй выдающийся представитель английского пейзажа — романтик Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 — 1851) изображал природу в какие-то необычные моменты. Художник привносит в ее трактовку значительную долю фантазии, романтических преувеличений. Так, например, в пейзаже «Последний рейс корабля «Отважный» (1838, Национальная галерея, Лондон) Тёрнер изображает красавец парусник, ведомый на слом маленьким энергичным буксиром. Тёрнер сожалеет об уходящем, воплощением которого является старый корабль. Мягкая, размытая палитра художника, световые эффекты оказали влияние на последующие поколения пейзажистов.

В еще большей степени, чем Тёрнер, отдал дань романтизму немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840). Изображаемые художником мотивы — восход луны над ночным морем, запорошенное снегом кладбище, одинокий крест в горах — настраивают зрителя на грустный лад. Вводимые в картины фигурки людей, бездеятельных, исполненных созерцательности, подчеркивают величие природы. Пейзажи Фридриха, тонко передающие эффекты восходов и заходов, лунный свет, очень субъективны по настроению, исполнены подчас разочарования и пессимизма. Эти черты в целом характерны для немецких художников-романтиков. Жившие в разобщенной, стоявшей в ту пору в стороне от революционного движения Германии, живописцы не смогли подняться до бунтующего,. исполненного героики романтизма, который пронизывал творчество великого французского романтика Делакруа.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru