В Англии первый знаменитый художник появился лишь в XVIII в. Это был Уильям Хогарт (1697 — 1764) — острый сатирик и прекрасный портретист. До этого Англия стояла особняком в развитии европейского искусства. Могущественное государство, расположившееся на островах, Англия всегда как бы противостояла остальной Европе, во многом опережая ее. Ученые, изобретатели, мореплаватели составляли славу нации, литература дала миру гениального Шекспира. И только изобразительное искусство до XVIII в. отставало.
Творчество Хогарта стало открытием не только для английского, но и для мирового искусства. Друг замечательных писателей Свифта и Филдинга, прославленных актеров Гаррика и Кина, он, как ни один художник до него, сблизил изобразительное искусство с литературой и театром. Его серии картин «Карьера мота» (1732 — 1735, Музей Соуна, Лондон), «Модный брак» (1743 — 1745, Национальная галерея, Лондон) последовательно, как роман или театральный спектакль, рассказывают о судьбе и приключениях героев, причем рассказывают с юмором, иногда весьма ядовитым, с выдумкой и наблюдательностью. Хогарт относился к своему искусству очень серьезно, стремился с его помощью улучшать нравы, бороться с пороками, нищетой. Поэтому, чтобы познакомить со своими картинами как можно больше людей, он делал с них гравюры.
Хогарт всю жизнь писал портреты. Зоркость и умение передать характер человека приносили художнику успех. Но один портрет — простой рыбачки, продавщицы креветок («Девушка с креветками», 1740-^-1750-е, Национальная галерея, Лондон) — принес ему, правда уже много позже, славу одного из лучших портретистов мира. Молодость, задор, веселье девушки переданы Хогартом с такой свободой кисти, таким энергичным мазком, что зритель невольно заражается восхищением художника этим ярким народным характером.
Портрет всегда был в Англии самым любимым жанром живописи. Недаром раньше в Англию приглашались именно знаменитые портретисты — Ханс Хольбейн Младший и ван Дейк (см. статьи «Искусство Германии XV — XVI вв.» и «Фламандское искусство»). Но в XVIII в. искусство портрета достигло в Англии такого совершенства, что уже английские мастера стали желанными гостями в других странах. Расцвет английского портрета связан с именем двух современников и соперников — Джошуа Рейнолдса (1723 — 1792) и Томаса Гейнсборо (1727 — 1788).
Блестящий оратор, привыкший к успеху, первый президент им же организованной Академии искусств, Рейнолдс любил и умел писать портреты людей действия, с сильным и определенным характером. Военачальники, писатели, знаменитые актеры, политические деятели стали моделями для художника. Рейнолдс любит теплые красно-золотистые тона, кисть его плотно и уверенно лепит объемы, рисунок его точен и крепок, и все это соответствует уверенности в себе героев его произведений.
Главное очарование картин Гейнсборо — в их поэтичности. Любитель музыки и природы, художник тонко чувствует связь пейзажа с человеком, прелесть жемчужно-серых и серебристо-голубых тонов. Гейнсборо стремится передать не действие, а состояние человека, мечтательность, нежность, утонченность. Поэтому лучше всего ему удавались портреты женщин и детей. Его знаменитый «Голубой мальчик» (ок. 1770, портрет Дж, Баттола, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США), исполненный с изысканностью и мастерством, может поспорить с портретами ван Дейка. Живописная техника Гейнсборо виртуозна: свободно положенные, как бы мерцающие мазки передают вибрирующее дыхание воздуха и создают атмосферу поэзии и гармонии.
У. Хогарт. Девушка с креветками. После 1740 — 1750-е. Холст, масло. Национальная галерея. Лондон.
Т. Гейнсборо. Голубой мальчик (портрет Дж. Ваттола). Ок. 1770. Холст, масло. Галерея Хантингтон. Сан-Марино. США.
Дж. Рейнолдс. Портрет адмирала лорда Дж. О. Хитфилда. 1787 — 1788. Холст, масло. Национальная галерея Лондон.
XVIII век можно смело назвать блестящим веком английской живописи. Три художника — Хогарт, Рейнолдс и Гейнсборо — поставили живопись своей родины вровень с искусством других стран Европы, а в области портрета — даже впереди.
Европейское искусство XVII — XVIII столетий достигло таких вершин, какие мы смело можем сопоставить с вершинами искусства Возрождения. Рембрандт и Веласкес, Хале и Рубенс, Пуссен и Шарден — эти имена в истории искусства стоят рядом с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Микеланджело.
На смену ренессансной тематике в искусство XVII — XVIII вв. пришли новые темы. И хотя художники познали горечь противоречий между человеком и обществом, они открыли красоту повседневности, лучше познали мир. В XVII — XVIII вв. окончательно сформировались жанры искусства. Оно двинулось вперед вслед за самой жизнью. Оно открыло новое, хотя и утратило то, что составляло основу ренессансного искусства — непосредственность и беспредельное преклонение перед человеческой личностью.
2i.SU ©® 2015