2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Диего Веласкес (1599-1660)

В юности в родной Севилье Диего Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) охотно писал бытовые картины из народной жизни, изображая простых людей, полных спокойного достоинства: «Водонос» (ок. 1620, Музей Уэллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (ок. 1620, Национальная галерея, Эдинбург), «Завтрак» (ок. 1617, Эрмитаж, Ленинград) и др. Эти картины юного художника написаны еще темными красками, с резкими контрастами света и тени.

В 23 года Веласкес стал придворным живописцем короля Филиппа IV в Мадриде. Но он и здесь сумел сохранить творческую свободу.

В мифологической картине «Вакх» (имя древнегреческого бога вина; до 1630, Прадо, Мадрид) он изобразил пирушку крестьян под открытым небом. У них характерные лица, грубые плащи на плечах, бог вина сидит среди них как равный и венчает венком прохожего солдата, принимая и его в веселую компанию. В манере, которой написана эта картина, уже мало осталось от ранней темной манеры письма.

Уважение к достоинству человека отличает все произведения Веласкеса. В исторической картине «Сдача Бреды» (1634, Прадо, Мадрид) художник запечатлел победу испанских войск над голландцами, изображен эпизод сдачи крепости голландским полководцем Нассау победителю Спиноле. Веласкес наделяет Спинолу чертами благородства и великодушия. Положив руку на плечо Нассау, победитель как бы ободряет его, стремясь облегчить унизительный момент сдачи. В этой картине чудесно передана даль, пространство, наполненное воздухом и светом. Мастерски написанные лица свидетельствуют о высоком портретном искусстве Веласкеса.

Д. Веласкес. Портрет папы Иннокентия X. 1650. Холст, масло. Галерея Дориа-Памфили. Рим.

Веласкес был великим портретистом. Как придворный художник, он неоднократно писал короля, его семью и испанскую знать, но писал и портреты своих друзей. Он умел в каждом человеке, кто бы он ни был, угадать основные черты его характера и передать их ярко и правдиво. Безвольным, вялым выглядит на портрете Филипп IV, одетый в роскошную красновато-розовую одежду («Портрет Филиппа IV в военном костюме», 1644, коллекция Фрика, Нью-Йорк). Суровая надменность чувствуется в облике всесильного министра герцога Оливареса (ок. 1638, Эрмитаж, Ленинград). Знамениты портреты шутов, этих обездоленных людей, призванных забавлять двор. Художник сумел подчеркнуть скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Себастьяна Мора, трогательную беспомощность больного Эль Бобо дель Корио (все портреты — 1640-е годы, Прадо, Мадрид).

Одна из вершин портретного искусства Веласкеса — «Портрет папы Иннокентия X» (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), написанный в Риме. (Художник дважды ездил в Италию.) Веласкес сумел необычайно ярко показать характер этого властного и грубоватого человека: железную волю, ум, упрямство.

С величайшим мастерством переданы все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пена белых кружев. В последние годы жизни Веласкес создал две прославленные картины — «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (1657; обе в Прадо, Мадрид).

В «Лас Менинас» действие происходит во дворце. Изображен сам художник с палитрой и кистью в руке. Он стоит перед картиной и пишет портреты короля и королевы, смутное отражение которых видно только в зеркале на дальней стене. В центре стоит маленькая принцесса Маргарита, окруженная свитой: фрейлинами, слугами-карликами. Все фигуры свободно расставлены и композиционно связаны друг с другом. Растворенная дверь углубляет пространство, оттуда струится свет, озаряющий Маргариту и одежды присутствующих лиц, переливающиеся розовыми, красными, золотистыми и зеленоватыми тонами.

Д. Веласкес. Лас Менивас (Фрейлины). 1656. Холст, масло. Прадо. Мадрид..

В картине «Пряхи» сюжет взят из мифологического рассказа древнеримского писателя Овидия о состязании простой гречанки Арахны с богиней Афиной в искусстве ткачества. Победила Арахна. Древний миф Веласкес перенес в современную ему жизнь. На первом плане он изобразил ткачих королевской мануфактуры, а на дальнем плане, в глубине другой комнаты висит сотканный ткачихами на сюжет Овидия чудесный ковер, который рассматривают две нарядные дамы. Картина великолепна по колориту.

Вторая половина XVII в. — начало заката золотого века испанской культуры. В эти годы экономического и идейного упадка в стране искусство постепенно утрачивает реалистические черты.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru