2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Итальянское искусство

Новые явления отмечаются в искусстве Италии начиная с конца XVI в. Светлые и уравновешенно-спокойные образы искусства эпохи Возрождения сменяются мрачными, темными, беспокойными. В искусство входит бурная подвижность, трагедийность.

Развивается искусство театра, балет, музыка. Создаются огромные дворцы, площади, грандиозные памятники и фонтаны. Здания украшаются затейливой скульптурой и огромными многофигурными росписями на религиозно-мифологические темы. Устраиваются торжественные шествия, празднества в честь повелителей. В Италии торжествует папский Рим. Оттуда шлет свои грозные послания избираемый из числа высших сановников глава католической церкви — папа, враг прогресса, науки, всего передового. Величайшей пышностью отличаются все его мероприятия: и празднества, и богослужения (см. т. 8 ДЭ, ст. «Возвышение папства»).

Торжественность, преувеличение во всем — такова внешняя сторона нарождающегося стиля не в одной только Италии, но и в других странах, бывших в культурной зависимости от Рима в течение этой эпохи, например в Австрии. Противники этого стиля называли его словом барокко, т. е. странный, безудержный, вычурный (от португальского perola barroca — «жемчужина причудливой формы»).

В истории искусств слово барокко осталось для обозначения сложного, противоречивого, порою трагического искусства, господствовавшего в Европе, и в первую очередь в Италии, с конца XVI до середины XVIII столетия.

В рамках стиля барокко продолжал, однако, развиваться и реализм, он опирался на достижения искусства Возрождения. В реалистических произведениях создавались образы простых людей. Однако наряду с художниками-реалистами работали художники, произведениям которых были свойственны субъективизм и изощренность формы, — маньеристы (от итальянского maniera — «манера») и академисты.

В числе художников, оставшихся по существу реалистами в пределах нового, бурного, полного контрастности искусства барокко, в Италии выделяется в первую очередь Микеланджело Караваджо (Меризи да (из) Караваджо, 1573 — 1610). Он был одним из выдающихся новаторов в истории живописи, положив начало демократическому, бунтарскому реализму.

Собор и площадь св. Петра, образованная колоннадой Бернини, 1657—1663, Рим.

Караваджо. Лютнист. 1595. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Л. Бернини. Давид. 1623. Мрамор. Музей и галерея Боргезе. Рим.

Караваджо учился в Милане, где познакомился с реалистической живописью североитальянских портретистов. В конце XVI в. Караваджо переехал в Рим и сразу выделился смелыми реалистическими и по теме, и по трактовке картинами, вроде «Юноша с корзиной фруктов», «Гадалки» и др. Более поздняя его картина «Лютнист» (1595, Эрмитаж, Ленинград) показывает, что Караваджо любил и ценил людей из народа. Изображая в своих картинах святых (религиозные темы были обычными для итальянских художников), Караваджо стал придавать им облик простых людей, сильных и даже грубых. Он настолько реалистически изобразил, например, смерть богородицы, показав ее обыкновенной женщиной, что навлек на себя преследования со стороны церковных властей. Художник вынужден был оставить Рим и в дальнейшем вести жизнь скитальца. Но где бы он ни жил, он продолжал писать смелые картины, которые производили сильное впечатление на зрителей. Для большей выразительности, стремясь создать впечатление действия, он усиливает всюду контрасты светлого и темного, прибегает к самым неожиданным поворотам сюжета. И всегда, во всех своих произведениях, Караваджо остается художником-демократом, художником-реалистом.

У Караваджо нашлось много последователей, их называли караваджистами, в самой Италии и в других странах — в Нидерландах, в Испании и т. д. Караваджизм стал передовым реалистическим течением в искусстве XVII в.

Младший современник Караваджо — Доменико Фети (или Фетти, 1588 — 1623), работавший в Мантуе и Венеции, тоже находился под его воздействием. Он, так же как и Караваджо, традиционные религиозные темы трактовал как светские, жанровые, изображая в своих произведениях людей из народа.

Другой итальянский художник XVII в. — неаполитанец Сальваторе Роза (1615 — 1673) был романтиком. Он охотно изображал разбойников, приключения, дикую природу Южной Италии.

Из художников более поздних лет выделяются двое — художник-реалист Джузеппе Креспи (1665 — 1747) из Болоньи и Александра МаньЛско (1667 — 1749) из Генуи, живопись которого была более фантастичной.

Нет сомнения, что живопись XVII в. в Италии противоречива, но она имела очень большое влияние на искусство всей Европы и шла впереди скульптуры и других искусств своего времени.

В Италии XVII в. прославился скульптор Лоренцо Бернйни (1598 — 1680), исключительно одаренный мастер. Бернйни стал центральной фигурой среди художников стиля барокко. Бернйни работал в Риме, он приобрел здесь большой авторитет, был придворным мастером римских пап и французского королевского двора. Уже одна из первых его статуй «Давид» (1623, Музей и галерея Боргезе, Рим) наглядно показывает отличие нового искусства от искусства эпохи Возрождения. «Давид» Микеланджело был могуч, прост и величав в своей спокойной силе. «Давид» Бернйни, созданный через 100 с небольшим лет, изображен в динамике — в момент бросания камня из пращи: он весь в движении, в напряжении, в гневе, даже прикусил губу. Как раз все эти черты и характерны для стиля барокко, пришедшего на смену простому и строгому стилю Ренессанс (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения»). Для барокко внешнее выражение страсти и волнений стало важнее самих человеческих чувств.

Бернйни в течение своей долгой жизни создал множество портретных бюстов и статуй. Обычно его скульптура сочеталась с архитектурой и природными условиями. Примером может быть знаменитый фонтан Четырех рек на площади Навона в Риме (1648 — 1651). В гробнице Медичи, созданной Микеланджело во Флоренции, четыре фигуры, олицетворяющие день, ночь, утро и вечер, были полны глубокого общечеловеческого смысла. Четыре фигуры в фонтане Бернйни должны были просто изображать четыре большие реки мира: Ганг (Азия), Нил (Африка), Дунай (Европа) и Рио дела Плата (Южная Америка). Эта скульптурная группа, увенчанная вывезенным из Египта древним столбом-обелиском, в сочетании с реальными каскадами воды, частями скал и дополнительными декоративными фигурами представляет неповторимое, незабываемое зрелище.

Бернйни стал основоположником стиля барокко и в архитектуре. В 1657 — 1663 гг. Бернйни соорудил по сторонам огромной площади перед собором св. Петра в Риме — перед самым крупным и высоким зданием в то время во всей Европе — две грандиозные округлые галереи, образующие как бы две руки, заключающие в объятия массы людей, движущихся к собору.

Другой крупный архитектор Италии XVII в. — Франческа Борромйни (1599 — 1667) создал ряд построек, дворцов и храмов, отличающихся исключительно характерным для барокко изобилием украшений, криволинейных очертаний обрамлений дверей и окон (см. ил. на с. 36). Он ввел в убранство фасадов скульптурные фигуры, целые группы, сочетал самые различные строительные материалы.

Для архитектуры стиля барокко характерны грандиозные здания. В основном это были дворцы королей, князей церкви и светской знати, а также церкви и монастыри. Фасады зданий украшались чередующимися и многократно повторяющимися деталями, нагромождениями различных форм. Во внутренних помещениях построек стиля барокко все рассчитано на эффекты освещения: сочетание таинственного полумрака и яркого света. Архитекторы барокк.0 широко используют живопись, позолоту, все виды декоративного искусства. Особенно характерной становится роспись потолков сложнейшими многофигурными картинами, как бы расширяющими внутреннее пространство до бесконечности.

Благодаря совокупности разнообразных художественных приемов искусство барокко производило очень сильное впечатление на зрителей, подавляло их своим величием и грандиозностью. Эти черты искусства барокко использовала в своих интересах господствовавшая в Италии церковь. Она хотела, чтобы ее власть казалась столь же мощной и несокрушимой, как ее великолепные дворцы и храмы. Однако, несмотря на это, нельзя отрицать достижений и неповторимого своеобразия стиля барокко ни в архитектуре, ни в монументально-декоративном искусстве, ни в живописи. В рамках барокко в течение всего XVII в. в искусстве Италии существовал реализм, — он не был подавлен.

В XVIII в. искусство барокко в Италии постепенно мельчает. Только в богатой торговой республике Венеции продолжает развиваться блестящая живопись замечательного мастера декоративных картин Джованни Баттиста Тьеполо (1696 — 1770). Большие многофигурные картины Тьеполо, имеющие сложную композицию, преимущественно мифологического и фантастического содержания, очень характерны для стиля барокко. (Многие картины художника имеются в музеях СССР.)

Его преемники — талантливый пейзажцст Джованни Антонио Каналь, известный под именем Каналетто (1697 — 1768), Пьетро Лонги. (1702 — 1785) и Франческо Гварди (1712 — 1793) — мастера, посвятившие себя изображению родного города Венеции, его будней и праздников, маскарадов, увеселений, а также жизни простого народа. Большие пр размерам блестящие декоративные полотна Тьеполо сменяются небольшими по размеру, полными живописной прелести картинами Гварди. Уютные уголки города, скромные сцены повседневного быта — вот основное их содержание.

И в этой поздней итальянской живописи сохранены черты, присущие стилю барокко, — динамичность, обилие деталей, умение создавать сложные, многофигурные композиции. Итальянское искусство сумело сохранить свое очарование и в это время общего упадка всей культуры страны. А в области графики, преимущественно в технике офорта (см. ст. «Графика»), оно было безусловно интересным и новаторским. Офортом в XVIII в. занимались и Тьеполо, и другие венецианцы. В Риме особенно выдвинулся график, создавший до 1800 гравированных листов, — Джованни Баттиста Пиранези (1720 — 1778). Он изображал в своих гравюрах памятники Рима, древнего и нового, и архитектурные фантазии, создавал порою мрачные, но величественные картины.

В искусстве Пиранези великие времена Италии эпохи Возрождения и искусства барокко как бы получают свое последнее и невеселое завершение.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru