В середине 90-х годов XV в. в Италию приехал молодой немецкий художник. Путешествие по Италии не было в обычае у германских живописцев, и молодой мастер был одним из немногих, кто решился на это.
Италия, родина Возрождения, произвела на огромное впечатление. Его увлекло светлое искусства этой страны и многоликая жизнь итальянских городов. Но еще больше он был поражен образованностью итальянских художников, тем уважением и почетом, каким они пользовались у себя в страна. Вернувшись домой, художник написал автопортрет (1498), изобразив себя не простым ремесленником, каким был в те годы немецкий художник, а знатным человеком. Руки спокойно сложены, глаза внимательно и с достоинством смотрят на зрителя. Это свободный и независимый человек, знающий себе цену. На картине подпись — «Альбрехт Дюрер». Альбрехт Дюрер был величайшим художником и новатором немецкой живописи. Он родился в Нюрнберге — городе, где процветало книгопечатание. Отец Дюрера был золотых дел мастер. Первые навыки рисования Дюрер получил в мастерской отца. Заметив, однако, что сын проявляет больше склонности к живописи, чем к ювелирному делу, Дюрер-старший отдал пятнадцатилетнего Альбрехта в учение к нюрнбергскому живописцу Вольгемуту. Через четыре года Дюрер отправился в обязательное для каждого начинающего художника путешествие по немецким городам. Он должен был усовершенствовать свое искусство, чтобы получить звание мастера. А затем он совершил свое первое путешествие в Италию, о котором уже говорилось в начале статьи. Дюрер жил в тревожное и бурное время. Раздробленная Германия с конца XV в. была охвачена революционным движением. Восставали крестьяне, волновались города, которые играли важную роль в экономической и культурной жизни немецких земель. Всеобщее недовольство вызывала католическая церковь, нещадно обиравшая и обманывавшая народ. Это было преддверие Реформации и Крестьянской войны. В те годы прогрессивные люди Германии — ученые, писатели, художники — добивались единства передовой национальной культуры страны. Борясь против церкви, они стремились противопоставить невежеству католических священников, диким суевериям, которые поддерживала церковь, научные знания, мысли о нравственном достоинстве и земной красоте человека. Но борьбу против католичества вели в Германии также протестанты, поэтому защита новых гуманистических идеалов переплеталась в этой стране с напряженной религиозной борьбой. Все это делало нелегким творческий и жизненный путь немецких мастеров, привносило в их искусство драматическое напряженна, вызывало сомнения и разочарования.
Архитекторы и скульпторы долгое время оставались в подчинении строгих правил ремесленных цехов. Они продолжали по старинке создавать произведения в готическом стиле. Более передовыми оказались живописцы и графики. Они работали часто по заказам издателей книг и лучше были знакомы с трудами видных писателей и философов, отличались большей образованностью.
Обширные знания и разносторонность интересов, столь характерная для людей Возрождения, отличали Дюрера. Он писал картины, создавал гравюры на дереве и на медных досках, был инженером и архитектором, изучал математику, был теоретиком искусства, читал древних авторов, сочинял стихи. Словом, являл собой личность нового времени.
А. Дюрер. Автопортрет. 1498. Дерево, масло. Предо. Мадрид.
Одиннадцать лет спустя после первой поездки в Италию, уже признанным мастером, Дюрер вновь отправляется в Венецию. Он удивил итальянцев тонкостью своего искусства, но и сам многому научился у них. От итальянских теоретиков искусства перенял Дюрер учение о пропорциях человеческого тела, а впоследствии и сам внес много нового в науку о пропорциях. Результаты своих исследований и наблюдений художник изложил в «Четырех книгах о пропорциях человека» (1528).
В 1520 — 1521 гг. Дюрер путешествовал по Нидерландам. И где бы он ни был, он везде рисовал. Художник заносил в свои путевые альбомы все, что ему встречалось, все, что видел: горные пейзажи и виды городов, портреты встречных людей. Его привлекали нравы и обычаи страны, особенности одежды, местные достопримечательности и диковинные вещи. Эти рисунки помогали ему потом создавать картины и гравюры.
Дюрер создал 100 гравюр на меди, которые красноречиво рассказывают о разнообразных интересах художника. Дюрер с явной симпатией изобразил простых крестьян («Три крестьянина», ок. 1497). Глубокой правдой и близостью к жизни отличаются и его произведения на религиозные темы. Смутное время религиозных споров и феодальных распрей Дюрер отразил в гравюрах, иллюстрирующих «Апокалипсис» (1498; «Апокалипсис» — раннее христианское произведение).
А. Дюрер. Св. Иероним. 1514. Гравюра ва меди.
Мрачными аллегориями церковных книг художник пользуется, чтобы выразить свои мысли. Вот четыре фантастических грозных всадника на лохматых конях — война, мор, нужда, смерть — топчут копытами всех людей, не выделяя ни богатых, ни знатных. Вот епископа пожирает дьявол, а праведниками оказались люди низших сословий.
На одной из лучших своих гравюр — «Св. Иероним» (1514) — Дюрер изобразил старого отшельника похожим на ученого своего времени. На полках стоят книги, на стене — песочные часы, на подоконнике лежит череп. В комнате царит тишина; заснули лев и собака. С виртуозным мастерством передает Дюрер мягкий свет, льющийся из окна, все мелочи обстановки кельи.
Искусство Дюрера-гравера восхищало современников. Знаменитый нидерландский ученый и писатель Эразм Роттердамский восторженно восклицал: «... чего только не может он выразить в одном цвете, т. е. черными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления... Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения чувства, наконец, всю душу человека...»
Не менее велик Дюрер и в живописи. Каллиграфически точная линия рисунка сочеталась в его живописных работах с насыщенными, глубокими красками. Святые на его картинах — это простые люди, сильные духом и телом. Мадонна с младенцем Христом («Мария с младенцем», 1512) — нежная мать. Она столь же красива, как и молодая венецианка, которую Дюрер написал в Италии в 1505 г. (обе картины в Художественно-историческом музее в Вене).
Дюрер — один из величайших портретистов в мировом искусстве. Он любил изображать современников и создал большое количество портретов — живописных, гравированных и просто рисунков. Среди них особенно выделяются своим мастерством живописные портреты: неизвестного молодого человека, волевого и порывистого («Молодой человек», 1521, Картинная галерея, Дрезден), и своего друга, спокойного и умного Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, Музей, Берлин).
Одно из наиболее монументальных произведений Дюрера — «Четыре апостола»
(1526, Старая пинакотека, Мюнхен). В этой картине мастер раскрыл особенности
различных человеческих темпераментов. Апостолы Дюрера — люди суровые и
сильные, они убеждают, размышляют, предостерегают. Создав эти образы, мастер
в конце своей жизни еще раз утвердил возвышенный идеал человека, рожденный
Возрождением.
2i.SU ©® 2015