В конце XV в. Нидерланды значительно богатеют. Это привлекает к ним опасное внимание соседних стран. Французские, английские, немецкие и, наконец, испанские феодалы стремятся завладеть страной (см. т. 8 ДЭ, ст. «Из истории нидерландской революции»). Жизнь становится лихорадочной и напряженной. В городах пылают костры, заседают трибуналы инквизиции, сжигают «ведьм», «колдунов» и «еретиков». И это страшное, напряженное время нашло своего художника — в небольшом провинциальном местечке Хертогенбосе работал один из самых странных и загадочных мастеров во всей истории искусства — Хиеронимус ван Акен (ок. 1450-1460 — 1516), известный под именем Босха.
Как далеко саркастическое отношение Босха к людям от радостного гимна во славу человека художников итальянского Возрождения! Кажется, что художник перенес на свои полотна все ужасы инквизиции, все пороки своего времени. Его картины населены причудливыми, злобными существами: хвостатыми чудовищами, рыбами на конских ногах, невиданными пресмыкающимися. При этом виртуозная живописная техника Босха — резкие и трагические сочетания цветов, точность кисти — придает убедительную достоверность его самым причудливым чудовищам, рядом с которыми обычно беспомощно мечутся слабые фигурки испуганных людей. Так Босх пытался передать весь трагизм своего времени (см. т. 8 ДЭ, ст. «Инквизиция»).
Творчество Босха более, чем творчество любого другого художника до него, связано с народными суевериями, народным юмором и фольклором. Старая фламандская пословица гласит: «Мир — стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить...»; и Босх пишет картину «Воз сена» (1501 — 1502, Прадо, Мадрид). Среди мирного и вполне реального пейзажа разворачивается бессмысленная жизнь людей, гонимых жаждой наживы и удовольствий. Все человечество оказывается во власти злых сил, и за повозкой с сеном спешат не только простые люди, но и император, и даже сам папа — глава католической церкви.
Искусство Босха интересно еще и тем, что в свои композиции на религиозные темы он вводит бытовые и пейзажные мотивы.
В середине XVI в. напряженность жизни в Нидерландах еще более возрастает. Тот, кто читал замечательный роман Шарля Де Костера о Тиле Уленшпигеле, знает, что в нидерландской революции, в борьбе с испанцами за свою независимость, борьбе жестокой и беспощадной, участвовал весь народ. Так же как и Уленшпигель, свидетелем и участником этих событий был и крупнейший нидерландский художник Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1530 — 1569).
Художник-мыслитель, напряженно думающий о смысле существования человека, Брейгель намного опередил свое время. Его яркому таланту было тесно в рамках общепринятых сюжетов и даже жанров современной ему живописи.
Европейское искусство того времени не знало настоящего пейзажа — природа была лишь фоном, сценой, на которой действовали люди. И только Брейгель открыл для живописи полную самостоятельного значения жизнь природы, смысл смены времен года, величие и красоту пейзажа.
Совсем молодым художником Брейгель ездил в Италию, где работал тогда Микеланджело, а также великие венецианцы, но его индивидуальность оказалась слишком сильной для того, чтобы поддаться влиянию даже таких мастеров. Гораздо сильнее и важнее для Брейгеля оказались впечатления от грандиозных панорам моря и Альпийских гор. Природа стала главным героем его произведений. И вместе с легкими и точными линиями путевых рисунков Брейгеля в мировое искусство вошел пейзаж.
Позже, уже зрелым мастером, Брейгель написал знаменитую серию пейзажей «Времена года». Огромные пространства гор, лесов, полей живут в прекрасных картинах художника размеренно, величественно и закономерно.
X. Босх. Воз сена. 1601 — 1502. Дерево, масло. Прадо. Мадрид.
Брейгель — прекрасный живописец. Он отлично использует контрасты цвета, виртуозность линий миниатюриста сочетается у него с необычайной для художника XVI в. свободой кисти, с легкими, упругими, непринужденными мазками. Точности и выразительности его силуэтов могут позавидовать лучшие рисовальщики мирового искусства. Темные силуэты охотников из картины «Охотники на снегу» (1565, Художественно-исторический музей, Вена) так резко выделяются на белом снегу, что у зрителя создается очень точное ощущение зимы и холодного прозрачного воздуха. Пейзаж тут главный герой, теплые тона домов вдали и крохотные фигурки на зеленоватом льду катка делают его обжитым, близким человеку.
Внимание художника привлекают простые крестьяне. И здесь Брейгель стал первооткрывателем новой темы — бытовой крестьянской, получив за это от потомков прозвище Мужицкий.
В таких картинах, как «Крестьянский танец» (ок. 1567, Художественно-исторический музей, Вена), простые люди вытеснили евангельских и аллегорических персонажей. Брейгель изучает своих героев пристально и строго, тщательно передавая их силу, грубоватость, простоту и решительность.
П. Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Дерево, масло. Художественно-исторический музей. Вена.
Благодаря Брейгелю мы хорошо представляем себе простых тружеников Нидерландов, которые своим мужеством и героизмом сокрушали господство чужеземных феодалов.
Все мрачнее и пессимистичнее становится искусство художника к концу 1560-х годов, когда испанцы пытались жестокостью сломить дух свободолюбивого народа. Солдаты короля Филиппа II врываются в деревни, пылает Антверпен. В 1568 г., незадолго до смерти, Брейгель пишет свою самую значительную и мрачную картину — «Слепые» (Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Спокоен, ясен и тих скромный деревенский пейзаж, неподвижен влажный воздух. Но вот на окраине села появляется странная процессия: шесть слепцов, держась за посохи друг друга, неотвратимо движутся ко рву с водой. Страшные, незрячие лица, на которых ясно написано непонимание того, что происходит. Все это находится в мучительном противоречии с красотой, разумным порядком и равнодушием природы. Здесь Брейгель выразил свое горькое разочарование в людях, неверие в их осмысленную, плодотворную деятельность. Такое настроение художника вполне объяснимо — нидерландскому народу предстояло еще немало тяжких испытаний, прежде чем его Родина стала свободной от иноземных захватчиков.
На такой трагической ноте кончается нидерландское Возрождение. Вклад
нидерландцев в историю мирового искусства велик. Мы и сейчас любуемся драгоценными
картинами Я. ван Эйка, удивляемся буйной фантазии Босха, восхищаемся пейзажами
Брейгеля и его умением так остро выразить свое бурное, героическое и вместе
с тем трагическое время
2i.SU ©® 2015