Бережно хранят народы республик Закавказья памятники художественной культуры средневековья. В это время в искусстве больших и малых форм были созданы произведения высокого совершенства — крепости, храмы и дворцы, миниатюры и фрески, произведения торевтики (рельефной, художественной обработки металла) и резьбы по камню.
Далеко за пределами Армении известен храм Звартноц (храм «Бдящих сил», т. е. ангелов), построенный в VII в. От него остались только развалины. Храм, огромный по своим размерам, имел невиданную дотоле композицию: круглый, в три яруса, завершающийся куполом, он стоял на высоком ступенчатом постаменте. Его фасад отличался богатством скульптурного убранства.
Звартноц расположен в предместье города Эчмиадзина (ранее он назывался Вагаршапат). Когда в IV в. христианство стало государственной религией Армении, Вагаршапат сделался ее духовным центром. Здесь сохранились превосходные памятники IV — VII вв. — времени первого расцвета средневековой армянской архитектуры. Особенно хорош храм Рипсиме (618) — один из шедевров армянского зодчества. Он пленяет красотой пропорций, соразмерностью форм, логически связанных с внутренним пространством здания. Небольшой храм как снаружи, так и внутри производит величественное впечатление.
Следующий взлет армянской архитектуры приходится на X — XI вв. В это время, после распада Арабского халифата, на территории Армении возникло несколько феодальных царств. Самым значительным было Ширакское, во главе с династией Багратидов. Столицей царства стал город Ани. Здесь сохранились крепостные стены, церкви, мосты, развалины дворца. В Ани стоит один из самых грандиозных соборов Закавказья (окончен в 1001), построенный архитектором Трдатом. Это сооружение должно было выражать идею мощи и единства армянского царства. В плане он представляет собой сочетание базилики с купольной конструкцией. Впечатление праздничности, пышности создавалось богатством декорации фасадов. Великолепная резьба по камню — одно из чудес средневекового искусства Армении. В храме на острове Ахтамар замечательные каменные рельефы сплошь покрывают стены. Здесь и библейские персонажи, и светские сюжеты, и изображения животных. Интересна фигура царя Гагика, преподносящего Христу модель храма.
Мало что известно о круглой скульптуре этой эпохи. Единственный ее образец найден при раскопках одного из храмов в Ани. Это большая (2,25 м высотой), выполненная в камне и раскрашенная статуя царя Гагика I.
В XII — XIII вв., в период блестящего расцвета армянского искусства, архитектура Армении получает новые черты. Внешнее оформление зданий играет ведущую роль — непременны обильные скульптурные украшения, используется многоцветная отделка. Храмы становятся более изысканными, стройными, украшаются пышными порталами. Такова церковь Тиграна Оненца в Ани (1215) с ее великолепным рельефным орнаментом.
Храм Джвари. 586 или 587—604.
К самым интересным памятникам армянской архитектуры относятся замечательные монастырские ансамбли Санаин и Гегард. Монастырь Санаин (X — XIII вв.) — это комплекс зданий, построенных в разные столетия и объединенных усилиями зодчих в единое целое. Он расположен в живописном месте и как бы сросся с пейзажем. Монастырский комплекс Гегард (Айриеанк, XII — XIII вв.) построен в узком горном ущелье, почти со всех сторон закрытом скалами. Такие скальные сооружения — одна из достопримечательностей закавказского зодчества средних веков.
Стенные росписи раннего средневековья почти не сохранились. Впоследствии же по религиозным причинам в Армении было запрещено расписывать храмы. Поэтому наряду с архитектурой наиболее значительным явлением в армянском искусстве стала миниатюра. Свой расцвет она переживает в X — XIII вв. В Эчмиадзинском евангелии (989) стиль изображений — величавый, лаконичный — как бы сближает миниатюру с фресковой живописью. К прославленным памятникам принадлежат также «Книги трагедий» Григора Нарекаци (1173) и рукопись «Праздничная минея Гетума II» (1288) крупнейшего миниатюриста Тороса Рослйна.
На территории Грузии можно увидеть старые крепости, развалины средневековых дворцов феодалов, великолепные здания храмов и монастырей. На возвышающейся над рекой Арагви невысокой горе жена первого христианского царя Грузии царица Нина воздвигла крест. В честь этого события грузинской церковью был установлен праздник. В конце VI в. здесь построили церковь, которая получила название Джвари (т. е. «Крест»). Архитектор поставил здание на самом краю скалы, и кажется, будто храм вырастает из нее. Этот храм — жемчужина грузинской архитектуры, его поэтично описал Лермонтов в поэме «Мцыри».
В 20 км от Тбилиси, при впадении Арагви в Куру, расположен небольшой городок Мцхета. В глубокой древности это была столица Грузии. Главные сооружения Мцхеты — храмы, потому что здесь находилась резиденция главы грузинской церкви — католикоса. Уже издалека виден грандиозный собор Светицховели («Животворящий столп», 1010 -1029), построенный архитектором Арсукйсдзе. В первоначальном виде здание не сохранилось — его не раз перестраивали, погибла и его фресковая живопись. И все же собор производит очень сильное и величественное впечатление. Его заливает свет, льющийся из 16 окон купола. Снаружи собор украшен резным орнаментом и аркатурой, подчеркивающей ритм архитектурных форм. (Аркатура — ряд декоративных ложных арок на плоскости стены.)
XI — XIII века — время расцвета средневековой художественной культуры Грузии. Строятся храмы монументальные, большие по размерам, богато украшенные каменной резьбой снаружи и внутри. В отделке зданий применяются камни различных цветов. Архитектура становится более живописной.
В храме Самтависи (1030) можно увидеть, сколь разнообразны орнаменты построек этой эпохи: жгуты, кресты, «плетенка», стилизованные листья растений, гроздья винограда и т. д. Необычайно пышно украшен храм Никориминда (1010 — 1044). Замечательное по мастерству и богатству мотивов декоративное убранство хорошо смотрится на фоне прекрасно отесанных камней, которыми облицовывались церковные постройки.
В средневековой архитектуре Грузии нашли свое продолжение и древние традиции скального зодчества. В XII — XIII вв. в ущелье реки Куры в толще грандиозной скалы был высечен пещерный монастырь Вардзиа. В нем несколько сотен помещений, соединенных ходами (их протяженность — 900 м).
Храм Гаяяе. VII в.
Здание Диван-хане во дворце Ширваншахов. XV в. Баку.
Знаменит этот монастырь и великолепными росписями. Большинство храмов Грузии было украшено росписями или мозаиками. Сохранилась превосходная мозаика в соборе Гелатского монастыря (XII в.). Подлинным шедевром средневековой грузинской живописи являются росписи храма Кинцвиси (рубеж XII — XIII вв.).
Известностью в Грузии пользуются изделия торевтики (диск из Гелати, оклад Тбетского евангелия и др.). Развалины крепостных сооружений, храмы, построенные из камня, известняка и обожженного кирпича, дворцы шахов, сохранившиеся до наших дней, рассказывают нам о средневековой культуре Азербайджана.
С завоеванием Азербайджана арабами в VII в. и распространением религии ислама появляются здания нового типа: мечети, медресе, мавзолеи, минареты, украшенные декоративными орнаментами.
Башенные постройки XII в. восьми- и десятигранной формы, завершающиеся пирамидальным шатром, — мавзолеи Юсуфа и Момине-хатун, работы зодчего Аджеми, в Нахичевани отличаются великолепием керамической отделки. Уникальным по архитектурной форме является мавзолей в селе Карабагляре (XIV в.). Стены его украшены 12 плотно прилегающими полуцилиндрами и четырьмя порталами, перед главным входом расположены два минарета, объединенные небольшим порталом.
В XIII — XV вв. крупным архитектурным центром стал Тебриз. Замечательными поливными изразцами украшена Голубая мечеть (1465).
В XV — XVI вв. в резиденции Ширваншахов в Баку создается самый выдающийся памятник азербайджанской архитектуры, который должен был служить убедительным свидетельством незыблемой мощи и неограниченной власти феодального властелина. Двухэтажное здание дворца уникально и оригинально. На основе местных архитектурных традиций в ансамбле дворца построено здание Диван-хане. Это многогранная ротонда, обнесенная изящной колоннадой и украшенная порталом с богатым резным узором. Превосходный резной узор покрывает и камень портала усыпальницы. Интересна мечеть дворца.
В XVII в. большие купольные мечети строятся в Гандже (ныне Кировабад), Нардарене и других городах. Далеко за пределами страны славилась азербайджанская миниатюрная живопись. В Тебризе работали такие известные мастера, как Сеид Ахмед, Султан Мухаммед, Мухаммеди, Садиги-бек Афшар, Кемаледдин Бехзад из Герата.
Издавна славится Азербайджан и прикладным искусством, особенно своими
коврами. Азербайджанские ковры изображены на картинах художников Возрождения:
X. Хольбейна и других.
2i.SU ©® 2015