Средняя Азия — это удивительный мир, путешествие по которому словно встреча со страной сказок из «Тысячи и одной ночи». Много событий в ее истории: в античную эпоху Средняя Азия пережила нашествия Александра Македонского и персидского царя Кира, в средние века — арабов и монголов. Благодаря раскопкам в Самарканде (городище Афрасиаб) и в городе Пенджикенте нам стала известна самобытная среднеазиатская культура раннего средневековья, существовавшая до того, как Средняя Азия в конце VII — начале VIII в. вошла в состав Арабского халифата. Пенджикентское княжество находилось на территории Согда, или Согдианы, самой передовой в экономическом и культурном отношении области Средней Азии. Открытия археологов дали нам возможность представить жизнь среднеазиатского города VII — VIII вв., облик согдийцев, своеобразие их быта, архитектуру жилищ и храмов. В Пенджикенте найдены произведения скульптуры; особенно интересны выполненные из дерева фигурки танцовщиц, которые реставраторы буквально воскресили из пепла. Самой же удивительной находкой явились настенные росписи, которые украшали храмы и парадные залы домов, принадлежавших богатым горожанам. Сюжеты их разнообразны: религиозные сцены и светские, поединки, трапезы и т. п. Любопытная черта домусульманского быта: женщины наравне с мужчинами участвовали в пирах и даже сражениях. Одна из лучших женских фигур в пенджикентских росписях — изображение арфистки.
Многокрасочные или исполненные в два цвета, изысканные пенджикентские росписи предвосхищают средневековую восточную миниатюру XV — XVII вв. Впоследствии в мусульманском декоративно-монументальном искусстве Средней Азии будет господствовать чистая орнаментика, так как религия ислама, которую принесли с собой арабы, запрещала изображение людей и животных.
Минарет Калян. 1127. Бухара.
В IX — X вв., в период ослабления могущества Арабского халифата, в Средней Азии возникло централизованное феодальное государство, во главе которого стояла местная династия Саманидов. К этому времени относится замечательный шедевр среднеазиатской архитектуры — мавзолей Саманидов в Бухаре. Относительно небольшая по размерам фамильная усыпальница поражает своей пропорциональностью, ясной гармонией форм. Квадратное в плане здание увенчивается полушарием купола. Обожженный кирпич — простой и фигурный — использован здесь необычайно изобретательно: положенный то прямо, то по диагонали, то в «елочку», то под углом, он как бы покрывает мавзолей прекрасными узорами, подчеркивающими, оттеняющими благородную строгость архитектуры. Мавзолей Саманидов — уникальное сооружение, аналогий которому не найти в мусульманском мире.
Эпохой высочайшего расцвета среднеазиатского мусульманского зодчества стали XIV и XV века. В это время были созданы классические по совершенству произведения. Чтобы познакомиться с ними, надо побывать в Самарканде. В конце XIV в. он стал столицей могущественной феодальной' империи Тимура, который руками тысяч безвестных? тружеников, народных умельцев стремился превратить Самарканд в прекраснейший город мира. Дворцы, мечети, мавзолеи, медресе, караван-сараи возводили здесь не только местные мастера, но и строители из всех покоренных Тимуром стран — Азербайджана, Ирана, Сирии, Индии, Хорезма и др. Самарканд поражал своей красотой всех, кто приезжал сюда во времена владычества Тимура и его потомков, поражает ой и сейчас шедеврами архитектуры, дошедшими до нас сквозь столетия.
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1619 — 1686.
Все мечети мусульманского мира должна была превзойти своими размерами соборная мечеть, получившая в народе название Биби-ханым (1399-1404). Одна из легенд рассказывает, что мечеть построила любимая жена Тимура Биби-ханым к его возвращению из похода. Но в действительности она построена по распоряжению Тимура, который сам следил за работами. Дерзок, смел был замысел ее создателей, но конструкция мечети оказалась уязвимой для подземных толчков и землетрясений. Вскоре после завершения грандиозное здание начало разрушаться. Руины мечети и сейчас производят неизгладимое впечатление своим величием и праздничным великолепием отделки. В убранстве здания использованы фигурная кладка кирпича, майолика, мозаика, резной мрамор и резная терракота. Белые, голубые, желтые, синие тона сливаются в звучные красочные аккорды. Бирюзового цвета купол завершает мечеть, как бы сливаясь с просторами небес.
С XIV в., с тимуровской эпохи, многоцветное декоративное убранство становится неотъемлемой частью зданий.
Когда скончался любимый внук Тимура — царевич Мухаммед-султан, Тимур велел построить парадный мавзолей. После смерти Тимура он стал усыпальницей его самого и его рода. Ныне это здание известно под названием Гур-Эмир (1404; «Могила эмира», т. е. повелителя). Мавзолей имеет форму восьмигранника, а над ним возвышается огромный ребристый купол, на барабане которого гигаго скими буквами из голубых и синих изразцов выложены надписи, восхваляющие аллаха.
Необыкновенным в истории средневековых государств правителем был внук Тимура Улугбек — выдающийся ученый. При нем в 1417 — 1420 гг. сооружено медресе — высшая духовная мусульманская школа, где студенты учились и жили. Архитектурный тип подобных зданий сложился в Средней Азии издавна. Ему следует и медресе Улугбека. Оно удивительно соразмерно и отличается тонкой красотой убранства. Медресе находится на площади Реги-стан — в центре города, который во времена Улугбека застраивался монументальными сооружениями и был образцом градостроительного искусства на всем феодальном Востоке. Ныне медресе Улугбека вместе с медресе Шир-Дор и Тилля-Кари составляют замечательный архитектурный ансамбль площади Регистан.
Другим крупнейшим центром среднеазиатского искусства была Бухара. Мы уже любовались здесь мавзолеем Саманидов. Превосходным сооружением такого же типа является мавзолей Буян-Кули-хана. Этот памятник полихромной, многоцветной архитектуры создан в XIV в., во времена монгольского владычества.
В XVI в. Бухара была столицей княжества Шейбанидов. В это столетие архитектурно
оформился центр города: его ансамбль образуют медресе Мири-Араб и
мечеть Калян с минаретом — башней, откуда глашатай призывал мусульман
на молитву. Минарет Калян (XII в.) имеет высоту 50 м, его диаметр
у основания — 9м. Недаром его называют «Калян» — «великий»: на мусульманском
Востоке нет равного ему по масштабу. Это очень совершенное инженерное сооружение
и превосходное создание архитектуры. Ствол минарета, сужающийся кверху,
разделен на отдельные пояса — то широкие, то узкие. В каждом поясе свой
орнамент. Минарет виден далеко за пределами города. Уже восемь веков он
является главным архитектурным памятником Бухары, определяет лицо города.
2i.SU ©® 2015