2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Древнее искусство Причерноморья

На территории современного Краснодарского края, в Северном Причерноморье, в Крыму, на юге Украины около двух с половиной тысяч лет назад существовали очаги культуры: крупные греческие города-колонии Пантикапей, Ольвия, Херсонес, Фанагория, Горгиппия, служившие проводниками античной цивилизации, а также поселения скифов и других местных племен.

Мощные крепостные стены с суровыми башнями окружали шумные греческие города. Здесь воздвигались огромные дворцы и величественные храмы. В глухих местах вырастали монументальные гробницы, хранящие покой некогда могущественных правителей. Высокая строительная техника, умение воплотить в архитектурных формах мысли и чувства, свойственные своей эпохе, характеризуют лучшие из: этих сооружений.

Раскопки под Севастополем начались в XIX в. Археологи нашли здесь остатки древних построек некогда богатого города Херсонеса. Сохранились оборонительные стены, защищавшие город от набегов кочевников, городские ворота III в. до н. э., сложенные из крупных, хорошо отесанных камней, остатки храмов и даже улиц. А недавно в Херсонесе найдены всевозможные изделия из стекла и тигли с остатками стеклянной массы. Значит, здесь были мастера-стеклодувы, знавшие секрет сложного искусства. Все это говорит о том, что Херсонес был одним на] крупнейших центров древней культуры.

Мы можем представить себе, как выглядели жилые дома в подобных древних городах. На Украине, на берегу Днепровско-Бугского лимана, на месте древней Олъвии (см. т. 8 ДЭ, ст. «Древняя Ольвия»), были найдены руины большой двухэтажной постройки.

Лучше сохранились в Причерноморье древние погребальные памятники. Каждый, кто бывал на юге Украины, в Крыму, на Северном Кавказе, видел в степях курганы — усыпальницы древних людей Под Керчью в Царском кургане был открыт громад ный склеп IV в. до н. э. с квадратной камерой, за завершающейся высоким конусообразным перекрытием. К входу ведет длинный коридор, сложеным из камней керченского известняка. Это монуметальное сооружение в полном смысле слова уникально, так как ничего подобного по формам и размерам до сих пор не найдено.

Каменные стены другого небольшого склепа древнем Пантикапее (современной Керчи) художник I в. до н. э. покрыл замечательными фреск На противоположной от входа стене живопись изобразил бога подземного мира Плутона, похищающего дочь Деметры — прекрасную девушку. Возничий яростно нахлестывает бешено мчащуюсь четверку лошадей. В колеснице, крепко держа ру, стоит чернобородый бог-похититель.

Золотой олень. Украшение щита из скифского кургана у станицы Костромской. VI в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Фигурный сосуд — лекиф — в виде сфинкса из Фанагории. IV в. до н. э. Терракота. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Шлем царя Сардура П. VIII в. до н. э. Бронза. Музей истории Армении. Ереван.

Ритон (рог) из Нисы. II — I вв. до н. э. Слоновая кость. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Другие стены этого склепа покрыты красочным гирляндами цветов, плодами. Но внимание сразу же приковывает лицо матери Коры, древнегреческой богини плодородия Деметры, которую художник изобразил на потолке склепа в круглом большом медальоне (теперь этот склеп так и называется — склеп Деметры). В широко раскрытых красивых глазах богини выражена глубокая скорбь. Совсем недавно, в 1975 г., в древней Горгиппии (современная Анапа) найден склеп II — III вв. н. э. с замечательными росписями, изображающими подвиги Геракла.

Широкое распространение в древности в этих районах получает и скульптура. В образах могучих мифических героев, прекрасных богов прославляются подвиги смелого, сильного человека.

В одном из залов Эрмитажа можно увидеть огромную мраморную фигуру льва, найденную в Керчи. Лев попирает лапой голову быка, повернув морду и свирепо оскалив пасть. И поныне производит сильное впечатление беспредельная властность, заключенная в его образе.

Древние скульпторы юга нашей страны создавали и надгробные памятники, украшенные рельефами, в которых изображали сцены из жизни. На одном из надгробных памятников Пантикапея изображен некто Стратонпк, очевидно ученый или писатель, так как рядом с ним столик со свитками — его трудами. Надпись на плите прославляет его «неизмеримую прелестную мудрость».

Безвестные мастера, имена которых история не сохранила, делали небольшие статуэтки из обожженной глины — терракоты. Глину оттискивали в формах и получали фигурки богов, людей — кокетливых девушек, смешных комических актеров, различных животных. Их обычно раскрашивали, покрывали яркими красками прически, одежды, изображали бусы, браслеты и другие украшения. На некоторых статуэтках раскраска сохранилась до наших дней.

Иногда археологи находят среди скульптур и портретные изображения. В Анапе обнаружена мраморная статуя Неокла, очевидно правителя города. Скульптору удалось придать его лицу выражение задумчивости и легкой грусти — такое выражение лица характерно для портретов того времени. Мастер II в. н. э. воссоздал и пышную шевелюру Неокла, и его завивающуюся в колечки бороду.

Отношение древних народов, населявших нашу Родину, к миру было глубоко поэтичным. Даже на такие, казалось бы, обычные для обихода человека предметы, как чаши, блюда, вазы, древние художники наносили подчас выразительные рисунки на мифологические сюжеты.

Археологи находят на юге нашей страны и фигурные сосуды — лекифы, пролежавшие в земле два с половиной тысячелетия. В Государственном Эрмитаже хранятся лекифы для душистого масла, найденные в Фанагории. Один из них изображает сфинкса, другой — сирену, третий, пожалуй самый красивый, — богиню красоты и любви Афродиту. Она изображена между створками большой раковины, как бы выходящей из морской пены. Нежные тона розовой и голубой красок сочетаются в этих сосудах с позолотой. Интересно, что краски хорошо сохранились, несмотря на древность сосудов.

Племена скифов, населявшие причерноморские степи между устьем Дуная и Доном, находились на более низкой ступени развития, чем народы, населявшие города Северного Причерноморья и Кавказа. Постройки ранних скифов (VII—III вв. до н. э.) были примитивны, невелики по размерам, изготовлены из непрочных материалов — дерева, глины — и потому почти не сохранились. Зато дошли до нас оригинальные и своеобразные памятники их прикладного искусства: ножны мечей, зеркала, гребни, бронзовые и золотые пластинки, украшенные изображениями охоты, диких зверей. Эти рисунки отличаются схематичностью и обобщенностью форм и вместе с тем сложностью декоративных узоров. Их часто называют памятниками скифского звериного стиля. Человек в искусстве скифов появлялся редко, чаще это были фантастические существа, составленные из частей тела различных реальных животных, обладающих качествами, к которым стремился сам человек, — силой, быстротой, ловкостью.

В столице скифов Неаполе скифском (окраина современного Симферополя) были найдены каменные сооружения и мавзолей скифского царя, росписи на стенах склепов, рельефы с изображением скифских царей.

Прекрасные произведения искусства народов, населявших когда-то юг нашей страны, можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, в музеях Москвы, Керчи, Одессы, Севастополя, Херсона, Николаева, Анапы и других городов СССР.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru