2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Искусство Византии

Византийское искусство возникло после 330 г. н. э., когда император Константин основал на берегу Босфора город Константинополь.

Поначалу византийское искусство было подражательным и питалось различными источниками — античными и восточными. Да иначе и быть не могло: ведь Византия — это государство, которое возникло на обломках античной рабовладельческой цивилизации в восточной части Римской империи в результате ее распада. Но постепенно, по мере укрепления Византийской империи в VI в. и упрочения позиций церковных кругов, искусство стало приобретать свое оригинальное лицо.

В средневековье в Византии складывалось феодальное общество с его сословной иерархией. Общественная и культурная жизнь страны подчинялась деспотической власти императора и церкви. Жизнерадостная мифология античности была вытеснена аскетическими идеалами христианской религии. Религиозная идеология ограничивала кругозор художников, сковывала их творческие искания. И все же искусство Византии, озаренное отблеском великой культуры античности, оставило нам немало памятников непреходящей художественной ценности.

В VI в., при императоре Юстиниане I, Византийская империя достигла расцвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу империи Константинополь украсили новые постройки — Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм св. Софии (храм Премудрости), построенный; Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532— 537 гг.

Огромное внутреннее пространство храма св. Софии перекрыто полусферическим куполом, к которому с востока и запада примыкают два полукупола. Поэтому главный купол кажется как бы парящим и воздухе. Купол, символизирующий небо, станет в дальнейшем неотъемлемой частью византийский церковных построек. Внутри храм Софии богато pal зукрашен разноцветным мрамором и цветной майоликой. Такая пышность внутреннего убранства xpaма в сочетании с торжественным богослужением роскошными облачениями священников и драгоценной утварью производила огромное впечатление на молящихся. Эффект от всего этого был такой же, как от театрального действия. Этот зрелищный характер византийского искусства сохранится как его отличительная черта на протяжении всего его развития. Благодаря ему православная церковь получила в свои руки мощное средство идеологического воздействия на широкие массы. А следовательно, это средство получила и вся рабовладельческая знать: ведь церковники помогали богачам держать в повиновении миллионы рабов и эксплуатируемых бедняков. Помимо Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства сохранились на территории теперешней Греции и в Италии, в Равенне. Наряду с религией искусство этого периода прославляло власть императора. Стены церкви. Сан-Витале (526 — 547) в Равенне украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры.

Зрелое византийское искусство сложилось в 730 — 843 гг. В 867 — 1057 гг., при императорах македонской династии, придворное столичное искусство Константинополя становится менее пышным. Огромные соборы типа базилик (прямоугольных в плане зданий, разделенных внутри продольными рядами колонн на несколько частей) вытесняются церквами крестово-купольного типа, имеющими в плане форму вписанного в квадрат креста и увенчанными одним либо несколькими куполами. Роспись такого храма имеет строго продуманную систему, она обычно иллюстрирует основные положения христианского учения и повествует о жизни богоматери, Христа и святых. При императорах македонской династии расцветает и прикладное искусство (резные изделия из слоновой кости, перегородчатые эмали, ткани и др.). В мастерских при императорском дворе изготовляются роскошные рукописи с миниатюрами (так называемая «Парижская псалтирь», хранящаяся в парижской Национальной библиотеке, «Свиток Иисуса Нави-па» и «Микологии Василия II», находящиеся в Ватиканской библиотеке).

Лучше других сохранились архитектурные ансамбли XI — XII вв. — монастыри Хосиос Лукас в Фокиде (Греция), Неа Мони на острове Хиосе и Дафни близ Афин, в Греции. В них мы находим замечательный по цельности синтез архитектуры и монументальной живописи — мозаики.

Среди византийской фресковой живописи XI — XII вв. следует упомянуть росписи храма св. Софии в Охриде, церкви св. Пантелеймона в Нерези (Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе.

В XI — XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские страны (Болгария, Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах феодального общества ему всячески стремились подражать.

Хотя в XIII в. в провинциальных областях распавшейся Византийской империи, в которую вторглись крестоносцы, все еще много строили, ничего существенно нового для искусства это столетие с собой не принесло. После вторжения крестоносцев в столицу Византии Константинополь как главная художественная школа, откуда выходили все новые идеи, перестал на время существовать. Зато активизировалась художественная жизнь в провинции, где спасались от бесчинств крестоносцев многие столичные художники. Так, например, наступил расцвет в сербском искусстве (известные росписи храма в Сопочанах в Сербии).

После изгнания крестоносцев из Константинополя в 1261 г. начали складываться условия для медленного возрождения местной школы. К концу XIII в. вновь стали изготовляться рукописи с миниатюрами, подражавшими образцам X в., созданным в античном духе.

К началу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц.

Наиболее известные памятники византийской монументальной живописи этого времени — мозаики монастырей Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в Константинополе, а также церкви св. Апостолов в Салониках. Поразительно красивые по своим краскам, эти мозаики знаменуют последний взлет византийского искусства. В дальнейшем еще создавались мозаичные иконы, но монументальное искусство начало быстро мельчать, архитектура утратила свою ведущую роль, на первый план выдвинулась иконопись, которой стала подражать фреска. Дорогая мозаика почти не применялась.

После взятия турками Константинополя в 1453 г. византийское искусство совсем пришло в упадок. Оно продолжало еще существовать на Афоне, на острове Крите, в православных храмах Болгарии и Сербии, но постепенно изживало себя. На историческую сцену выступали новые общественные силы, средоточием которых стали передовые торговые города Италии и Нидерландов. И именно там, раньше чем в других странах, сложилось реалистическое искусство Возрождения.

Императрица Феодора. Ок. 547. Мозаика (деталь). Церковь Сан-Витале. Равенна.

Владимирская богоматерь. Икона Византии ской школы. 1-я половинг XII в. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии в Константинополе (Стамбул). 532 — 537.

Византийское искусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их другим народам. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранявших оживленные культурные связи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами).

Лучшие произведения византийского искусства находятся в Эрмитаже (Ленинград), Лувре (Париж), Византийском музее (Афины), монастыре св. Екатерины (Синай), Британском музее (Лондон), Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), собрании Дёмбартон Оокс (Вашингтон).

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru