Средневековое искусство Турции в своем развитии пережило два больших этапа. Первый был связан с образованием в конце XI в. феодального государства в Малой Азии — Румского султаната, возглавленного династией Сельджукидов и достигшего могущества в XIII в. К этому времени относятся монументальные постройки из камня, свидетельствующие о могуществе феодалов и религии: мечети, медресе, караван-сараи. Эти постройки отличаются строгостью архитектурных форм, массивностью стен и купола. Большую роль в художественном облике зданий играют украшенные богатой орнаментальной резьбой порталы, а также высокие стройные минареты. Художественные средства мусульманской архитектуры в основном построены на контрастах света и тени, на сопоставлении гладкой плоскости каменных стен и резного рельефа орнамента.
«Львиный двор». XIV в. Дворец Альгамбра в Гранаде. Испания.
Мечеть Ибн Тулуна. IX в. Каир. Египет.
Реза Аббаси. Праздник. Иранская миниатюра. 1-я половина XVII в. Государственный Эрмитаж. Ленинград.
Кувшин, украшенный гравировкой. Сирия. VIII в. Бронза. Музей исламского искусства. Каир.
Караван путников. Миниатюра к рукописи «Мака-мат» аль-Харири. Багдад (Ирак). 1237. Национальная библиотека. Париж.
К. Бехзад. Лейла и Меджнун в школе. Миниатюра к рукописи Низами «Хамсе». Герат (ныне Афганистан). 1494. Британский музей. Лондон.
Купол и минарет медресе Мадери-Шах, украшенные расписными изразцами. Начало XVIII в. Исфахан. Иран.
Иранский ковер. XVI в. Государственный Эрмитаж. Ленинград.
Лампа из мечети Сулеймание в Стамбуле. Турция. Ок. 1557. Поливная керамика. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Второй этап начинается в XV в., когда укрепилось турецкое Османское государство, сокрушившее Византию и в XVI в. превратившееся в империю, владевшую помимо Малой Азии многими странами Ближнего Востока, Северной Африки и Балканского полуострова.
Османская монументальная архитектура в своем развитии опиралась на традиции византийского зодчества. Знаменитый храм св. Софии в Константинополе был превращен в мечеть и послужил образцом для многих больших мечетей Стамбула, Эдирне и других городов. Наиболее известным зодчим Турции в XVI в. был Коджа Синан, по проектам которого возведены десятки мечетей, медресе, мавзолеев.
Турецкая миниатюра, истоки которой, возможно, восходят к XIII в., в XVI — XVII вв. отличается яркой красочностью и повествовательностью. Ее многофигурные композиции имеют лубочный характер. Это, например, «История султана Сулеймана» и др. Изготовлялись в Турции красочная фаянсовая посуда, ткани, ковры и другие предметы прикладного искусства.
Своеобразие, характеризующее искусство арабских стран, Ирана и Турции, не исключает тех общих черт, которыми обладало искусство этих стран в VII — XVII вв.
Это позволяет говорить об особом типе средневекового искусства, получившем развитие в странах мусульманского мира, о неповторимом вкладе, который сделали народы этих стран в мировую сокровищницу художественной культуры.
Важно также указать на культурно-художественные связи Ближнего и Среднего Востока со средневековой Европой и Древней Русью. Через арабов Западная Европа получила многое из наследия античной философской мысли и литературы. Легко проследить взаимодействие архитектуры и искусства арабских и европейских стран в бассейне Средиземного моря. Предметы арабского искусства XIV — XV вв. найдены при раскопках на Волге и в Крыму, что свидетельствует о постоянных контактах народов нашей Родины с народами Ближнего и Среднего Востока.
Очень оживленными были культурно-художественные связи Руси и Востока
в XVI — XVII вв. Об этом красноречиво свидетельствует множество иранских
и турецких произведений искусства, попавших в Московский Кремль и ныне
хранящихся в Государственной Оружейной палате.
2i.SU ©® 2015