В Иране и Афганистане, так же как в Средней Азии и Азербайджане, об искусстве которых рассказано в статье «Средневековое искусство народов нашей Родины», архитектура и искусство VII — XVII вв. развивались под большим влиянием религии ислама и на основе местной художественной традиции.
Материалом для построек здесь служил кирпич, что обусловило характер конструкций опор и перекрытий. Мечети, медресе (здания мусульманских учебных заведений), мавзолеи над могилами почитаемых лиц выделялись среди городской застройки куполами и высокими входными порталами. С XIV в. монументальная архитектура Ирана и Афганистана становится многоцветной. Поверхность стен, куполов, порталов и минаретов покрывают облицовкой из ярких, блещущих на солнце разноцветных изразцов. Зодчие и художники Среднего Востока проявили огромную изобретательность в создании архитектурного узора. Он то предстает в виде кажущейся ажурной арабески, вырезанной на терракотовых или мраморных плитках, то искрится глазурью кирпичиков, составляющих гигантские белые или бирюзовые буквы на терракотовой глади стены, то напоминает ковер, виртуозно сотканный из мельчайших кусочков разноцветной керамической мозаики или расписных изразцов. До сих пор красочные монументальные здания средневековья возвышаются над современными жилыми домами и служат украшением старых городов — Исфахана, Шираза, Герата и др.
Подлинные жемчужины средневекового искусства Ирана и Афганистана — это книжные миниатюры, Иллюстрации в рукописных книгах создавались еще в Сасанидском Иране, но до нас не дошли. Самая старая среди сохранившихся рукописей, украшенных рисунками, — «Книга изображений неподвижных звезд» исполнена в начале XI в. на юге Ирана. Однако наиболее значительные произведения миниатюристов относятся к XIV и последующим векам.
Иллюстрировались научные трактаты — сочинения по медицине, географии, истории — и особенно часто произведения великих поэтов средневекового Востока — Фирдоуси, Низами, Навои и других. Искусство миниатюры глубоко созвучно содержанию и изысканной метафоричности поэтического языка классической литературы Востока, воспевающей возвышенные чувства своих героев.
Живопись миниатюр условна. Художник располагал фигуры и предметы в одной плоскости снизу вверх по мере их удаления — так он пытался передать пространство. Светотенью художники не пользовались. Главные художественные средства восточной миниатюры — контур и цвет. Композиция создавалась на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания звучных, чистых по цвету красочных пятен.
Декоративность миниатюры обусловила ее стилистическое единство с другими элементами оформления рукописной книги: орнаментом и каллиграфией. Однако миниатюра никогда не растворяется в них. Она всегда изображает реальное событие, передает определенные чувства художника.
Своих вершин миниатюра достигла в конце XV — XVII столетии. Художник Кемаледдин Бехзад (ок. 1455 — ум. между 1535 — 1536), работавший в придворной мастерской Герата, создал поражающие красотой и жизненностью миниатюры к поэтическому произведению Саади «Бустан», к произведению Шараф ад-Дина «Зафар-наме» и др. Современники писали о Бехзаде: «Волос его калема (кисти. — Автор) благодаря мастерству душу давал неодушевленной форме». В XVI в. выдающиеся художники-миниатюристы работали в Тебризе, Казвине, Мешхеде, Ширазе. В их произведениях повествовательнссть сочеталась с очень высоким декоративным мастерством. В XVII в. широкой известностью пользовались миниатюры исфаханского художника Реза Аббасй — мастера изящных по рисунку фигурных сцен и портретных изображений.
Для прикладного искусства Среднего Востока также характерна красочная декоративность. Это в первую очередь относится к керамике. Узор на покрытых глазурью расписных чашах, блюдах, вазах, на изразцах, служивших украшением стен построек богачей, насыщен цветом. Средневековые мастера Востока изобрели люстр — особую краску, которая наносилась поверх непрозрачной оловянной глазури и при вторичном обжиге приобретала красивый золотистый отблеск различных (желтоватых, красноватых и др.) оттенков. В технике люстра, применоние которого началось в IX — X вв., на поверхности керамических изделий исполнялись орнаменты и различные фигурные изображения. Другой излюбленной техникой украшения керамики, распространенной в XII — XIII вв., была так называемая минаи — тончайшая живопись разноцветными эмалевыми красками, которые также наносились на непрозрачную белую глазурь. В технике минаи исполнялись миниатюрные композиции, иногда состоящие из множества фигур и предметов.
В числе других видов прикладного искусства, среди которых должны быть упомянуты украшенные тончайшей чеканкой, гравировкой и инкрустацией изделия из бронзы, а также резьба и роспись по дереву, особенной известностью пользовались в XVI — XVII вв. ткани и ковры.
Дорогие шелковые и бархатные ткани, а также парча, рисунок которой исполнялся с применением золотой и серебряной нитей, украшались многоцветным растительным узором и фигурными изображениями. На так называемых «лицевых» тканях можно увидеть мотивы поэм Низами и Фирдоуси; сцены в саду, на охоте, на войне; всадника, ведущего пленного, и др. Превосходный халат, сшитый из такой уникальной ткани, в узоре которой на голубом фоне повторяется фигура Искандера, убивающего камнем дракона, был в XVI в. подарен русскому царскому двору и хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Традиции ковроделия в Иране и Афганистане восходят к глубокой древности,
но в XVI — XVII вв. выработанное веками мастерство народных умельцев слилось
с достижениями профессионального искусства: рисунки для лучших ковров делали
художники-миниатюристы. В узор ковров нередко вплетены сюжеты из эпоса,
мотивы охоты, фигуры зверей и птиц. Преобладает, однако, растительный орнамент,
выполненный в богатой красочной гамме, гармоничной и мягкой по своему звучанию.
2i.SU ©® 2015