В арабских странах Ближнего Востока, Северной Африки и в Испании, как и во всем мусульманском мире, строились мечети — здания для молитвы. Образцом для мечети послужил дом основателя ислама Мухаммеда. Его дом имел двор, в глубине которого был устроен навес на столбах, сделанных из стволов пальм. Старинные мечети Дамаска, Багдада и Каира также имеют огромные прямоугольные или квадратные в плане дворы, окруженные со всех четырех сторон аркадами, опирающимися на каменные, чаще всего мраморные, колонны, расположенные в несколько рядов. В мечетях Северной Африки и Испании множество стоящих рядом колонн образует гигантские молитвенные залы. Особенно величественны построенная в VII — IX вв. мечеть в Кайруане (Тунис) и мечеть в Кордове (Испания), воздвигнутая в VIII — X столетиях.
Эстетическое воздействие архитектуры арабских мечетей особенно ощутимо в молитвенных залах, где бесконечное число колонн напоминает густо разросшийся лес. В кордовской мечети на колонны опираются два яруса арок, выложенных клинчатой кладкой из белого и красного камня. Уходящие во все стороны ряды колонн и оживленные игрой светотени, причудливо пересекающиеся между собой разноцветные арки производят большое впечатление. Пространство зала, в глубине которого мерцают узоры на стенах и роскошное убранство михраба (ниша, указывающая направление к священному городу мусульман Мекке) и максуры (место для халифа), кажется огромным, рождает ощущение бесконечности и необъятности Вселенной.
Таинственная красота интерьера контрастирует с внешним видом мечети — гладкими стенами, выходящими на залитые солнцем улицы города. Отличительный признак мечети снаружи — это минарет — многоярусная круглая или квадратная в плане башня (иногда высотой несколько десятков метров), с которой муэдзин призывает к молитве. Оригинальную конусообразную форму имеет минарет в Самарре (в IX в. столица халифов близ Багдада).
Уникальной арабской купольной мечетью является мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, построенная в 687 — 691 гг. над скалой, с которой, по преданию, Мухаммед вознесся на небо. Здание спланировано в виде двух обходов вокруг священной скалы, над которой возведен высокий полусферический купол.
Выдающийся памятник арабской архитектуры представляет собой Большая мечеть в Дамаске, перестроенная в самом начале VIII в. из византийской базилики (см. ст. «Искусство Византии»). Величественное впечатление производит большой двусветный молитвенный зал, а также превосходная мозаика, изображающая пейзаж и архитектурные сооружения, расположенные вдоль реки.
В Каире наиболее значительные памятники раннеарабской архитектуры — это мечеть Ибн Тулуна (IX в.) и мечеть алъ-Азхар (Х'в.), в которой расположен один из древнейших мусульманских «университетов». Хорошо сохранились древние ворота Каира, сооруженные в XI в. в городской каменной стене.
Ислам запрещал изображать живые существа. Поэтому в искусстве, связанном с религией (в убранстве культовых зданий и в украшении Корана — священной книги мусульман), за редким исключением преобладает декоративный орнамент из геометрических и стилизованных растений, а также арабские надписи.
В странах Ближнего и Среднего Востока получила распространение арабеска — характерный для средневековья декоративный орнамент в виде сложноплетеного, подобно кружеву, узора, позволяющий заполнять плоскости разного очертания и любой кривизны. Арабеска применялась для украшений и больших архитектурных плоскостей, и бытовых предметов. В ней мастера Востока талантливо сочетали строгие геометрические фигуры со стилизованным растительным узором, а иногда и с надписями. Разнообразие композиций, изысканный ритм линий, богатство мотивов с полным правом позволяют назвать арабеску музыкой для глаз.
В декоративном убранстве светских зданий (дворцов халифа и домов богатых арабов) применялись арабески и надписи, выполненные резьбой по камню или стуку (искусственный мрамор) и часто окрашенные яркими красками или выложенные из глазурованных кирпичиков.
Особой красотой декоративного убранства отличается дворец Альгамбра в Гранаде, построенный в XIV в. Он состоит из множества богато украшенных помещений — приемных зал и интимных покоев, соединенных двориками с зеленью и фонтанами. Необыкновенно изысканно и красиво убранство жилой части дворца. Здесь двор окружен портиками с тонкими стройными колоннами, несущими тяжелые сталактитовые своды. Фонтан, чашу которого поддерживают фигуры львов, дал двору название — львиный. Богатством орнаментального убранства поражали современников дворцы богачей в Марракеше, Микнесе и др.
Вопреки запретам ислама светские постройки нередко украшались изображениями людей и животных. Фрески, мозаика, рельефы и круглые скульптуры обнаружены при раскопках во дворцах и замках VII — XI вв. на территории Сирии, Ирака, Палестины, Египта.
Большую художественную ценность представляет арабская книжная миниатюра. С особой любовью художники в Багдаде и других городах иллюстрировали популярные в то время рассказы — макамы, повествующие о приключениях энергичного и предприимчивого Абу-Зайда. Красочные миниатюры XII — XIV вв. примитивным, но выразительным языком рассказывают о жизни старинных арабских городов и сел. Превосходный экземпляр «Макамат» аль-Харири, на страницах которого размещено около ста миниатюр, хранится в библиотеке Ленинградского отделения Института востоковедения.
В XII — XIV вв. славились художественные изделия из металла, вышедшие
из рук мастеров города Мосула (Ирак). На поверхность кувшинов, чаш, блюд
они наносили изящную сетку орнамента, а также изображения людей и животных,
а иногда целые сцены придворного быта, приемов, охоты. На светлой поверхности
бронзы рисунок выделяется не только чеканкой, но и тончайшей инкрустацией
серебром, темной медью, иногда золотом. Богатством узора славились красочные
арабские ткани, поливная керамика, художественные изделия из горного хрусталя
и стекла, резьба по кости и дереву, предметы ювелирного искусства. Вместе
с другими товарами арабские художественные изделия в эпоху средневековья
попадали во многие страны Европы, Азии и Африки.
2i.SU ©® 2015