Одна из характерных особенностей древнего искусства Америки — существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала своим неповторимым стилем. Только на территории Мексики их установлено около 11 тыс.
Среди древних культур народов Америки выделяются три наиболее интересные и значительные — ацтеков (Центральная Мексика), майя (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас) и инков (Перу, Боливия, Эквадор и северная часть Чили).
Когда в конце XV в. испанские конкистадоры (завоеватели) в погоне за золотом и заморскими богатствами высадились в Америке, они встретились с индейскими племенами и народностями. У большинства этих племен и народностей сохранился первобытнообщинный строй. Некоторые народы, и в том числе ацтеки, индейцы майя и инки, переходили от первобытнообщинного к рабовладельческому строю. Эти народы создали развитую земледельческую культуру и на ее основе высокую цивилизацию.
Культура ацтеков развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XII в. вплоть до 1521 г., когда испанские конкистадоры разрушили столицу ацтеков Теночтитлан.
Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, которые служили основанием для храмов или дворцов. Ацтеки верили, что через каждые полстолетия начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли свои храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывали рядами каменной кладки, так что он оказывался внутри новой пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из таких пирамид (в Тенаюке) обнаружили восемь последовательно замурованных храмов.
Иногда дворцы и храмы на вершине пирамид строили из дерева, но они не сохранились — до нас дошли лишь каменные сооружения.
Столица ацтеков Теночтитлан располагалась на острове. Пирамиды ацтеков, дворцы и храмы, наклонные стены которых лишены украшений, напоминают мощные укрепления, величественные в своей суровой простоте.
Той же строгостью и некоторым схематизмом поражает скульптура ацтеков. Они создавали грандиозные культовые статуи, иногда очень отдаленно напоминающие человеческую фигуру и целиком составленные из разных символических изображений: кукурузных початков, клыков и когтей животных, человеческих черепов и т. д. Таковы, например, статуи богини земли и плодородия Коатликуэ, бога весны и т. д.
Более жизненны произведения, не связанные непосредственно с требованиями религии. Они производят огромное впечатление своими простыми, нерасчлененными формами.
Немногие сохранившиеся образцы живописи ацтеков малоинтересны. Зато до нас дошли созданные ацтекскими мастерами яркие декоративные рисунки из перьев. Эти «мозаики», наклеенные на плотную ткань, поразили испанцев не меньше, чем произведения тончайшего ювелирного искусства, по отзывам самих завоевателей, намного превосходившего европейское.
Одну из наиболее развитых и богатых культур Центральной Америки создали народы майя. Начало их истории уходит в далекое прошлое. Уже ко II — III вв. н. э. племена майя основали небольшие города-государства, во главе которых стояли правители, жрецы и аристократия.
Как и ацтеки, майя возводили свои здания на каменных основаниях. Их постройки можно разделить на два типа — храмы на вершине пирамид и обширные дворцы на высоких каменных стилобатах (основаниях), которые группировались вокруг большого открытого двора. Обычно майя сооружали одноэтажные здания на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными.
Архитектура майя гораздо живописнее и богаче украшениями, чем у ацтеков. В ней постоянно встречаются колонны, часто в виде туловища пернатой змеи, фасады и стены зданий пышно украшены геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Лучшие здания майя производят впечатление каменного кружева — настолько мастерски скрыт под сплошным декоративным узором массив стен.
Среди наиболее интересных памятников архитектуры майя можно назвать Храм Солнца в Паленке, а также Храм ягуаров и Храм воинов в Чичен-Ице. Скульптура майя, развивавшаяся на протяжении нескольких столетий, также достигла высокого совершенства. В соответствии со своим очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой стороне стелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иероглифическими надписями, до сих пор до конца не расшифрованными.
Наивысшего расцвета скульптура майя достигла в VIII — IX вв. н. э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями. Изображение, подобно ковровому узору, заполняло всю поверхность стелы, не оставляя свободных мест. Такова стела Пъедрас Неграс, воздвигнутая в 795 г.
Лучшие образцы живописи майя — фрески храма в Бонампаке, случайно открытые в 1946 г. Все три помещения этого храма сплошь покрыты росписями, изображающими приготовления к битве, саму битву и церемонии победного праздника. Мастера майя пользовались чистыми, почти не смешанными красками, графически четкой линией.
Крупнейшее государство Южной Америки — империя инков — просуществовало сравнительно недолго. Это рабовладельческое государство возникло в начале XV в. Развитие его культуры было прервано вторжением отряда испанских завоевателей под предводительством Ф. Писарро, которые в 1532 г. захватили и разграбили страну.
Наиболее известными памятниками инков были Храм Солнца и Врата Солнца с барельефом, изображающим солнце, и с письменами, до сих пор не расшифрованными до конца.
Архитектура инкокого периода отличается суровой простотой и отсутствием каких бы то ни было украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб, очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами. До нас дошли руины монолитных зданий столицы инков Куско, имевших мощные каменные стены и сравнительно тесные внутренние помещения. Большинство зданий инков было лишено окон и освещалось через двери. По описаниям путешественников, эти здания снаружи были некогда украшены широкими поясами толстых золотых пластин.
Использование драгоценных металлов вообще характерно для искусства инков.
Так, Храм Солнца в Куско имел несколько святилищ, украшенных символическими
изображениями солнца, луны, радуги и звезд, выполненными из золота, серебра
и драгоценных камней.
Храм Кастильо. XI — 1-я половина XII в. Чичен-Ица (Мексика). Культура майя.
Сосуд. Керамика. Культура инков.
Ритуальная урна (деталь). I в. до н. э. Культура ацтеков. Частное собрание.
В отличие от народов Центральной Америки инки сооружали огромные пирамиды (до 40 м высотой) не для храмов, а для захоронений.
Каменная скульптура почти не получила распространения у инков. Их здания полностью лишены украшений. Единственным видом их скульптуры были глиняные фигурные сосуды, как правило расписанные яркими красками.
Наиболее интересные росписи встречаются на сосудах раннего периода существования империи. Мы видим здесь сцены битв, охоты, рыболовства, мифологические сюжеты с фантастическими чудовищами. В более позднее время росписи почти исчезают, но зато сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в виде человеческой головы. Это подлинные портреты, в которых очень точно переданы индивидуальные черты стариков, детей, воинов. Еще позже появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.
Развитие древних культур Америки насильственно прервали испанцы, устремившиеся сюда за золотом. Местные цивилизации не смогли противостоять хорошо вооруженным завоевателям и погибли. Спустя несколько веков традиции древних культур получили развитие в искусстве народов, населяющих страны Центральной и Южной Америки.
2i.SU ©® 2015