2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Искусство древней и средневековой Тропической Африки

Европейцы познакомились с искусством Тропической Африки сравнительно поздно, в конце XIX в., и были поражены его совершенством.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем искусство и культура Африки предстали перед нами во всем своем величии. Однако и сейчас невозможно полностью воссоздать историю африканского искусства: в ней слишком много пробелов и загадок. Многие открытия были сделаны лишь за последние годы.

Хотя исследователи Африки и раньше знали о существовании доисторических росписей в Сахаре, широкую известность они получили только после экспедиции французского ученого А. Лота, который в 1957 г. привез в Париж свыше 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассили (см. ст. «Первобытное искусство»). В настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Древнейшая из известных нам африканских культур была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были случайно найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. С тех пор удалось найти множество предметов культуры Нок, как ее вскоре назвали. Их довольно точно датировали при помощи метода радиоактивного углерода: I тысячелетие до н. э. — II в. н. э.

Правитель и двое сопровождающих. Рельеф. Бенин. Начало XVII в. Бронза. Британский музей. Лондон.

Мужская голова. Ифе. Приблизительно начало XII — XIV вв. Терракота. Музей йфе. Нигерия.

Эти древнейшие скульптурные изображения людей поражают своей выразительностью. Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. По-видимому, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад, — гигантах, одной рукой перегораживавших реки, делавших луки из стволов пальм и легко переносивших на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X — XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.

Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали замечательные скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного. Но самой большой неожиданностью для исследователей искусства Африки было открытие культуры. Ифе (город Ифе, Нигерия). Результаты нескольких экспедиций (главным образом 1910 и 1938 гг.) буквально ошеломили Европу. Найденные здесь бронзовые и терракотовые скульптуры не уступали лучшим образцам античного искусства. Время их исполнения до сих пор точно не установлено, однако предполагают, что расцвет искусства Ифе относится к XII — XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе, исполненные почти в натуральную величину, отличаются необычайной пропорциональностью и гармонией. В них воплотился идеал человеческой красоты, существовавший в то время. Совершенство скульптурных форм и тонкость бронзовой отливки были настолько высоки, что долгое время ученые приписывали искусство Ифе то португальцам, то финикийцам, то этрускам, отказываясь признать его местное происхождение, что позже было неоспоримо доказано.

Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям — оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.

Во время английской карательной экспедиции 1897 г. город был уничтожен и многие произведения искусства погибли в огне. Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном искусстве Бенина. Кроме многочисленных скульптурных произведений в виде голов царей и придворных в высоких воротниках до нас дошли также бронзовые рельефы, украшавшие некогда столбы и стены дворцовых галерей. Здесь можно встретить самые разнообразные сюжеты и образы — придворных в церемониальных одеждах, вооруженных воинов, сцены охоты, изображения португальцев в европейских костюмах.

Кроме бронзовой скульптуры бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы — от Сахары до Южной Африки, за исключением восточных районов, где был распространен ислам. По-видимому, деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150 — 200 лет (во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается).

Народная скульптура может быть разделена на две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой — это изображения различных духов, предков, иногда вождей. Маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и много общих черт. Ее обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева, как правило мягких пород, раскрашивали тремя красками — белой, черной и красно-коричневой, реже зеленой и синей. Стремясь выделить главное, африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, в то время как остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках нередко самым неожиданным образом соединялись черты человека и животного.

Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас, хотя по своим художественным достоинствам современная скульптура уступает работам, созданным в XVIII — XIX вв.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru