2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Искусство древней и средневековой Японии

Японию называют страной восходящего солнца, так как ее земля первая в восточном полушарии озаряется солнечными лучами.

Япония расположена на четырех крупных и ряде мелких островов, которые омываются Тихим океаном и морями. Природа ее разнообразна к красива. Вместе с тем, пожалуй, нет ни одной страны, где бы природа так вероломно сочетала ласковость с крайней суровостью к людям.

Япония — страна многих действующих вулканов, которые беспрерывно угрожают людям. Землетрясения здесь разрушают дома, выбрасывают на берег гигантские волны, причиняя стране неисчислимый ущерб. Однако с давних пор японцы научились бороться с грозными стихиями. Их легкие деревянные дома строятся на столбах, врытых в землю, и при землетрясении лишь колеблются. Столбы спасают дома от гниения в условиях постоянной влажности и обилия тропических ливней. Скользящие стены и широкие свесы крыш также имеют свой особый смысл.

Перегородки между комнатами, как и наружные стены, могут раздвигаться, и тогда вместо многих комнат образуется один зал, открытый в жару прохладным сквознякам, а крыша, подобно гигантскому зонту, затеняет помещение, не давая солнцу прокрадываться внутрь. Неподвижной, стабильной мебели в традиционном японском помещении почти нет. Издревле сложился особый культ чистоты. Японцы научились при вечном недостатке земли, минимуме площади обходиться и минимальным количеством вещей. Пол застилается мягкими соломенными циновками, в стенные шкафы убираются постели, днем их заменяет низенький столик и подушки для сидения.

В комнате висит одна картина. Ее, как и искусно составленный букет цветов, меняют в зависимости от сезона, настроения хозяина. Картина помещается в нише и определяет красоту ничем не заполненной комнаты. Так с древности в Японии сложились свои обычаи, свои особенности жизни, строительства, а в результате — своеобразные культура и искусство.

Долгое время об искусстве древней Японии ничего не было известно. Лишь в начале XX в. археологи обнаружили в разных областях страны памятники III — I тысячелетий до н. э., дающие представление о самобытной культуре, существовавшей в древности на японских островах. III — II тысячелетия — время интенсивного изготовления великолепных и тяжеловесных сосудов, вылепленных из серой, голубой, розовой глины и украшенных рельефными узорами, зачастую напоминающими форму соломенного жгута. Поэтому сосуды называются дзёмон («веревка»). Предполагают, что они служили для жертвоприношений. Дзёмон называют и весь период времени, в который создавались эти сосуды.

Вазы с налепленными у широкой горловины узорами из выпуклых глиняных жгутов напоминают то рогатые морские раковины, то переплетения тропических зарослей.

К началу нашей эры относится зарождение первого японского государства Ямато и создание первых грандиозных гробниц правителей. Погребения — кофуны — в виде больших холмов, окруженных водой, отличались от китайских своей необычайной формой, напоминающей сверху замочную скважину. Около них обнаружены многочисленные глиняные статуи людей, животных, модели амбаров, домов. Высота моделей свыше 1 м. Около гробниц и певцы, и акробаты, и боевые оседланные кони, и суровые, закованные в бранные доспехи воины. Фигуры обращены к разным сторонам света, охраняя могилу от злых духов.

Японцы издревле верили в богов "ками", олицетворяющих силы природы, ее просторы и стихии. Обожествлялось все, что было человеку непонятным: ветры и грозы, ураганы и ливни, водопады и огромные скалы, могучие деревья и океаны. Для поклонения богам на засыпанной морской галькой площади строились святилища из сохраняющей свою естественную красоту ценной породы дерева — хиноки (кипариса). Простые по форме, напоминающие древние амбары без окон, с высокими двускатными крышами из прессованной соломы или сосновой коры, эти святилища возводились на столбах и окружались галереей. Внутри царили полумрак и пустота. Ни картин, ни статуй богов не было, только святилищные реликвии. Считалось, что храм населен невидимыми божествами природы. Живописный путь к храму начинался издалека. Он шел прямо к строгим деревянным воротам — тории. Особенно строг и прост ансамбль святилища в Исэ, окруженный густым хвойным лесом. Его возраст сравнительно невелик, но выглядит он точно так, как выглядело первое святилище, построенное в этом месте в III в. Дело в том, что, согласно закону, каждые 20 лет возле святилища на расчищенной площади возводили такое же новое, а старое уничтожали.

Только благодаря этому мы можем составить представление о том, как выглядели древнейшие японские храмы. Японское феодальное государство сложилось в VII в. и просуществовало до середины XIX в. Веками укреплялся господствующий класс крупных феодалов и поместного служилого дворянства — японского рыцарства (самураев). Их вкусы и идеологию, а также существовавшие в эти столетия религии и отражало искусство, процветавшее тогда в Японии.

С конца VI в., когда в Японию из Китая и Кореи проник буддизм, началось строительство буддийских деревянных храмов и высоких многоярусных башен — пагод. В отличие от древних святилищ они имели широкие черепичные, изогнутые по углам крыши, а внутри содержали множество бронзовых и деревянных буддийских статуй. Примером таких храмов может служить храмовый ансамбль Хорюдзи, построенный в начале VII в. вблизи первой японской столицы — Пара. Главное здание этого ансамбля — Золотой храм (Кондо) и пагода с пятью ярусами хорошо сохранились. Вход на территорию храма открывали массивные ворота, подобно храмам увенчанные крышами. Просторный ансамбль храма был окружен сплошной оградой и обходной крытой галереей. Внутри пагоды поставлен мощный ствол кипариса, который, балансируя, спасает ее от разрушения во время землетрясений. Живопись на стенах Кондо изображает светлые райские миры. В центре храма сосредоточены бронзовые и деревянные статуи буддийских божеств, окутанных широкими складками одеяний, с лицами, исполненными редкой одухотворенности. У многих божеств на головах ажурные короны.

О высоком мастерстве японских строителей свидетельствует храм Тодайдзи (VIII в.) — самое большое деревянное здание в мире. Оно вмещает огромную бронзовую статую Будды. В IX — XII вв. в Японии появилась светская живопись — ямато-э. Художники-живописцы на ширмах, на шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота рисовали пейзажи, придворные сцены.

Картины в форме горизонтальных свитков — эмакимоно — рассматривались на столе, а вертикальные свитки — какэмоно — украшали стены парадных комнат. Часто живописцы иллюстрировали и знаменитые романы современников, передавая нэ столько их содержание, сколько аромат поэтической грусти, особой мечтательной нежности, заключенной в-них. Свои композиции они строили так, что зритель будто случайно становился свидетелем жизни дворца, наблюдая ее через снятую крышу.

В XII — XIV вв. в буддийских монастырях монахи-художники начали писать картины на бумаге одной черной тушью, используя все богатства ее серебристых и бархатистых оттенков. Художник Тоби Сёдзо (вторая половина XII в.) на длинных свитках показал проделки и важность лягушек, зайцев, обезьян, подражающих людям, высмеяв под видом животных алчность и глупость монахов.

В XV в. в этой технике художник Toe Ода, или Сессю (1420 — 1506), передал в своих картинах «Четыре времени года» различные состояния природы, словно меняющей настроение в зависимости от сезона. В пейзаже «Зима» всего несколькими сильными ударами кисти передано ощущение морозного воздуха, как бы расколовшегося на хрупкие кристаллы в ледяной тишине безмолвных ущелий.

В XII — XIV вв. наряду со статуями буддийских божеств, а зачастую вместо них в храмах появились правдивые портретные статуи монахов, воинов, знатных сановников. В суровости лиц этих сидящих в глубоком раздумье или стоящих фигур, выполненных из дерева и раскрашенных, а порой еще одетых в натуральные одежды, японские скульпторы передали огромную внутреннюю силу. В этих творениях японские мастера подошли вплотную к раскрытию глубин внутреннего мира человека.

К этому же времени относится и появление парадных портретов знаменитых полководцев — правителей Японии. Воины, стоявшие у власти, чтили самообладание и силу. Портрет работы художника Фудзивара Таканобу (1142 — 1205) изображает военачальника Минамото Ёритомо в темной одежде, сидящим, по японскому обычаю, на полу. Его тело кажется особенно мощным и как бы скованным жесткой тканью. Все внимание художник сосредоточил на властном, надменном бледном лице, создав образ непобедимого, жестокого владыки.

В XV в. в столице Киото, где жили императоры, возводились многочисленные храмы и увеселительные загородные дворцы, окруженные садами. Искусство устройства садов на небольшой площади (порой даже на маленьком подносе) прославило японских мастеров на весь мир. Сад — неотъемлемая часть архитектуры. Он всегда удивительно гармонирует с легким деревянным строением, близ которого располагается. Сады не только подражают естественной красоте природы. Искусно подобранные неровности ландшафта, скалы и водоемы воспроизводят грандиозность и необъятность мира, они рассчитаны на длительное созерцание. Благодаря умелому расположению различных деталей маленький сад превращается в неизведанный мир с глухими чащами, речными заводями, лесными тропинками. Существуют сады для прогулок и сады-картины, предназначенные только для созерцания с террасы дома.

Стремление изобразить целый мир на малой площади привело к тому, что сады стали создаваться порой только из камней и белой морской гальки, изображая океан с островами, зверей, например тигрицу с тигрятами, и т. д.

В некоторых садах помещали уединенные, словно затерянные, нарочито скромные хижины, в которых происходили особые, связанные с буддийскими обрядами чаепития — тяною («чайные церемонии»), сопровождавшиеся беседами об искусстве и поэзии.

Большой известностью пользуется Золотой павильон (Кинкаку) в городе Киото, построенный в XIV в. как увеселительный дворец. Среди густой зелени сада дворец, отражающийся в пруду, сверкает как драгоценность.

К XVI в. относится знакомство Японии с европейцами. Под их влиянием, а часто и с их помощью японские мастера в XVI — XVII вв. сооружали замки-крепости с высокими деревянными башнями на каменных основаниях, с многочисленными крышами и роскошными росписями внутри.

Сосуд дзёмон («веревка»). III — II тысячелетие до н. э. Керамика. Собрание Мия сака.

К. Хокусай, Белый дождь под горой (из серии «36 видов горы Фудзи»). Первая половина XIX в. Цвет ная гравюра на дереве.

Золотой павильон (Кинкаку) в Киото. XIV в.

К. Утамаро. Цветная гравюра на дереве. Из серии «Шелководство». XVIII в.

В XVII — XIX вв. в городах развиваются торговля и ремесло. Для городского населения художники изготовляли гравюры, которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Спрос на них был очень велик: каждый человек мог теперь вместо дорогой и подчас недоступной картины-свитка купить нарядную и понятную ему по смыслу гравюру. И герои гравюр уже иные. Это актеры и гейши, влюбленные пары, ремесленники за работой. Часто художники создавали и праздничные, очень нарядные гравюры — суримоно, куда вписывались стихи с пожеланием счастья.

Цветные японские гравюры пользуются признанием во всем мире. Известный мастер гравюры Китагава Утамаро (1753 — 1806) славился изображением молодых женщин, а художники Кацусика Хокусай (1760 — 1849) и Андо Хиросйге (1797 — 1858) — своими пейзажами, воспевшими величие и красоту Японии. Изображениям актеров посвятил свое творчество Дзюробей Сярку (XVIII в.). Он показывал их в ролях, часто с искаженными страданием и гневом лицами.

В XVII — XIX вв. всемирную известность получили многочисленные художественные изделия Японии. Керамика Японии поражает естественностью и изменчивостью узоров. В ней всегда ощутима рука мастера, который каждому предмету умеет придать неповторимую красоту и неожиданность, мягкость форм и пластичность. Очень красочны и живописны также фарфор, вышивка, резьба по слоновой кости, бронзовые фигуры и вазы, эмали. Но особенно славились изделия из черного и золотого лака, который добывался из смолы лакового дерева и окрашивался. Знаменитым мастером лаков был Огата Корин (1658 — 1716), создавший ряд замечательных лаковых шкатулок и картин на ширмах.
 
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru