О древности культуры Китая рассказывают не только экспонаты музеев, но и сама земля, полная неизведанных тайн и богатств. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, пережитые страной, она до сих пор усеяна многочисленными памятниками старины. Сотни курганов вздымаются среди зеленых рисовых полей, древние каменные плиты с надписями, словно вехи истории, отмечают давно забытые места, на вершинах диких гор вырисовываются стройные силуэты полуразрушенных башен — пагод, неведомо кем построенных, подземные дворцы — гробницы скрывают многочисленные сокровища, становящиеся достоянием людей зачастую лишь благодаря случайности.
На протяжении многих веков, начиная с III тысячелетия до н. э., китайский народ создал огромное количество самых разнообразных произведений искусства, в которых проявились поэтическая любовь к природе, поклонение ее силе и необъятности, воплотилось развивающееся из поколения в поколение виртуозное мастерство.
Уже во II тысячелетии до н. э. в Китае возникли первые города и иероглифическая письменность. В ту пору еще не было бумаги и все важнейшие события фиксировались на черепаховых табличках и на бронзовых сосудах. На окраинах городов возникали большие мастерские бронзолитейщиков, где для важнейших церемоний, жертвоприношений духам земли и неба, для захоронений и для быта знати выплавляли самые разнообразные бронзовые сосуды: котлы-треножники, чаны на ножках, сосуды для вина, чаши и кубки — от крошечных до огромных, весящих более 600 кг.
Древнекитайскую бронзу можно отличить сразу по узорам и формам. Узоры, то маленькие и плоские настолько, что их можно рассмотреть только через лупу, то большие и выпуклые, отличались удивительной четкостью и совершенством линий. Заполняя всю поверхность сосуда, они в причудливых, сказочных, ни с чем не сравнимых образах зверей (бегущих драконов, рогатых чудовищ) повествовали о силах природы. Каждый сосуд был как бы малой моделью мира, готовой охранять человека от всевозможного зла. Выпуклые ребра разделяли его на части, соответствующие странам света; узоры облаков, тигры, драконы и совы, высовывающие свои морды с разных сторон, рассказывали о том, как представляли себе люди того времени в образах животных стихии неба, огня, земли и воды.
В I тысячелетии до н. э. умножилось число городов. Вместе с развитием многообразных потребностей наряду с бронзовыми предметами появились и другие художественные изделия — мебель, лаковая утварь. Появились и первые картины, написанные тушью на шелковых свитках. Самая ранняя из тех, что сохранились, восходит к IV в. до н. э. На ней тонкими штрихами изображена женщина, которая наблюдает за небесной битвой дракона и феникса, вероятно означающих властвующие над ее судьбой стихийные силы жизни и смерти.
Культ мертвых в Китае — один из древнейших. Считалось, что умершему человеку нужна вся та утварь, все то предметное окружение, что и при жизни. Поэтому уже во II тысячелетии до н. э. могилы знати были огромными подземными дворцами, наполненными драгоценными изделиями. На рубеже новой эры подземные склепы превратились своего рода этнографические музеи, скрытые от человеческих глаз. По хранящимся там предметам можно воспроизвести почти буквально картину быта древних китайцев. В погребениях обнаружены не только бронзовые зеркала, курильницы, глиняные фигуры собак, свиней, баранов, лошадей и домашней птицы, но и модели усадеб, двух- и трехэтажных домов, высоких дозорных башен, выполненных вплоть до мельчайших деталей с удивительным искусством. Само тело умершего обшивалось скафандром, состоящим из тонких нефритовых пластинок, скрепленных золотыми или бронзовыми кольцами. Считалось, что нефрит оберегает от порчи и проникновения злобных сил. Стены склепов сплошь покрывались резными рельефами. Эти рельефы рассказывали о том, как представляли себе древние китайцы взаимодействие земной и небесной жизни. В глубокой тьме длинных подземных коридоров на двойных створках тяжелых каменных дверей сохранились и поныне изображения стражников в длинных одеяниях, а также мифических охранителей четырех стран света — черепахи, тигра, дракона и феникса, обозначающих север, запад, восток и юг. Они стерегли вход в усыпальницу.
Наиболее богаты рельефами погребения в провинциях Шаньдун и Сычуань. На рельефах находят место не только сцены жатвы и охоты на диких уток, но и изображения планет, духов грома, богов ветра, показаны вихрем мчащиеся драконы — участники битвы морских и небесных стихий. Эти рельефы восходят к III в. до н. э., ко времени объединения Китая и возникновения первого централизованного рабовладельческого государства — Циньской империи. Свидетельство мощи империи Цинь и сменившей ее империи Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) — Великая Китайская стена, отгородившая страну на многие сотни километров от песков пустыни и набегов кочевников.
Период расцвета живописи, архитектуры, художественных ремесел совпадает с правлением императоров династии Тан и сменившей ее династии Сун (VII — XIII вв.). В огромных многочисленных городах того времени были сосредоточены библиотеки и театры, великолепные дворцы и храмы. Города обносились крепостными стенами и имели сторожевые башни. Строились китайские города по простому и четкому плану, выработанному еще в глубокой древности. Прямые как стрелы улицы пересекали города из конца в конец и делили их на кварталы. Императорский дворец, окруженный стенами с башнями и рвом, располагался всегда на главной магистрали. По такому плану были построены столица Танского государства — Чанъань (теперь Сиань), сунская столица Бяньлян (теперь Кайфын), а позднее и Пекин, ставший с XV в. столицей Китая. Дворцы Китая включали в себя множество зданий и беседок, водоемов, площадей, парков.
Легкие деревянные сооружения возводились в Китае на каменном основании. Дома обычных людей были одноэтажными, обращенными входами и окнами в квадратный двор. Основной мебелью, местом для еды и отдыха в них служил кан — своеобразная невысокая теплая лежанка. Дворцы знати были многоэтажными, имели беломраморные цоколи, резные пандусы. Широкие черепичные крыши с изогнутыми краями опирались на покрытые лаком столбы и служили в равной мере защитой и от палящих лучей солнца, и от проливных дождей. Эти яркие крыши, по выражению самих зодчих, парили над городом, как распластанные крылья птиц. Стены частично были разборными, превращались летом в легкие ажурные решетки, а на зиму утеплялись. Стекла заменяла тонкая бумага, пропускающая в помещение легкий рассеянный свет.
Храмы средневекового Китая либо были деревянными и напоминали дворцы, или высекались вдали от города в толще скал. Самый знаменитый буддийский пещерный храм Цяньфодун («пещеры 1000 Будд») создавался в течение нескольких веков (с IV по XIV в.). Стены, потолок и .все скульптуры в этом храме были из лессовой глины. Они расписывались нежными и яркими минеральными красками. В настенных росписях художники отразили свои представления о райских дворцах и благоухающих садах, о прекрасных небесных танцовщицах, разбрасывающих по небу цветы. Божества, вылепленные из глины, своими лицами, затейливыми прическами и пышными одеждами напоминали придворных.
Деревянные храмы и высокие многоярусные башни — пагоды, напоминающие о знаменитых событиях и святынях, живописно располагались в гористых местах среди густой зелени. Поднимаясь по крутым тропинкам, путники, еще не видя пагод, слышали нежный звон колокольчиков, подвешенных к углам крыш. По горбатым мраморным мостикам, переброшенным через тихие водоемы, пересекая цветущие рощи персиков или диких слив, путники попадали в места уединения и тишины.
Замечательные памятники искусства зодчих средневекового Китая можно увидеть во многих уголках огромной страны. Наиболее красивы пагода Сунъюэсы в Хэнани (VI в.), Даянъта («пагода диких гусей») в Сиани (VII в.), пагода Тигровой горы в Сучжоу (X — XI вв.), Баочу и Люхэта в Ханчжоу (X — XII вв.) и др.
Зодчие средневекового Китая мыслили здания как часть природы. Недаром в период Сун такое развитие получают маленькие южные сады-картины. В этих садах живописно затаенные среди зелени павильоны и беседки из некрашеного дерева гармонируют с искусно составленным ландшафтом, где покрытые мхом скалы, водопады и ручьи, скомпонованные опытной рукой архитектора, живописца и поэта, воспроизводили картину большого мира.
Той же любовью к природе проникнуты и китайские картины-свитки. Именно в период расцвета государств Тан и Сун пейзаж становится основной темой живописи. Горы и водопады, тихие горные долины, манящие в бесконечную даль речные просторы, стада оленей, чутко прислушивающихся к шорохам осеннэго леса, — все, чем славится природа Китая, запечатлели в своих свитках живописцы того далекого времени. Недаром сам пейзаж получил в Китае название шань-шуй — «горы-воды».
Чтобы передать необъятное пространство мира, живописцы писали свои картины на очень длинных свитках из шелка или бумаги. Вывешивали их ненадолго, а затем хранили свернутыми, как сокровища. Часто на картинах писали стихи, отчего смысл стихов приобретал еще большую прелесть.
Пейзажи VII — VIII вв. ярки и нарядны, они написаны сочными синими, зелеными и белыми красками и обведены по краям золотым контуром. Наиболее известными художниками этого времени были Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао. Природа представляется им огромным и сказочным миром, радостным и ярким.
Живописцы последующих веков стали писать картины зачастую и одной черной тушью, которая благодаря их искусной кисти приобретала самые разные оттенки. Еэ размывы передают то тончайшую дымку тумана, то косматые лапы сосен, нависших над головокружительной бездной. Чтобы передать необъятность мира, художник пишет свою картину так, словно смотрит на мир с высокой горы и перед ним расстилаются бесконечные дали. Картины знаменитых живописцев XII — XIV вв. — Ма Юаня, Ся Гуя, Лян Кая и Ни Цзаня очень тонко передают лирическое настроение человека через состояние природы. Живописцы Китая не писали прямо с натуры, они воспроизводили пейзажи по памяти. Они беспрерывно тренировали свою зрительную память, пристально вглядываясь в природу, изучая ее. Удар их кисти всегда точен, ведь на пористой, легко впитывающей влагу бумаге или шелкз никакие поправки уже невозможны. Тонкой, изящной линией, без всяких теней умели они воспроизвести бархатистую шкурку персика или пятнами туши — нежный, распускающийся цветок пиона. Живопись подобного рода называлась в Китае «цветы-птицы». Знаменитыми мастерами этого жанра были Хуан Цюань (X в.), Цуй Бо (XI в.) и другие.
Жертвенный сосуд. П тысячелетие до н. э. Бронза. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.
Иволга на гранатовом дереве. XII — начало XIII в. Шелк, минеральные краски. Музей Гугун. Пекин.
Пагода Люхэта. 970 — 1156. Провинция Ханчжоу.
Средневековое искусство Китая славится и своими изделиями из резного лака, керамики и фарфора, дерева и камня. Секреты изготовления фарфора и полировки изделий из полудрагоценных камней вырабатывались на протяжении тысячелетий и передавались из поколения в поколение. Керамика и фарфор XI — XIII вв. особенно изысканны. В это время изготовляли серо-зеленые, бирюзовые, белоснежные фарфоровые сосуды, украшенные гравированным тонким узором из цветов, и желтоватые вазы с черным рисунком, будто нанесенным сочной тушью. В XVI — XVIII вв. фарфор стали богато расписывать. Его продавали во многие страны мира.
Камень и кость, дерево и бумага, смола и глина оживали под терпеливыми
руками китайских мастеров-виртуозов. Средневековое искусство Китая вводит
нас в волшебный мир, полный аромата древних легенд.
2i.SU ©® 2015