В VIII — VI вв. до н. э. родовой строй сменяется классовым рабовладельческим обществом, развиваются города-государства (полисы) и закладываются основы последующего высокого расцвета греческой культуры и искусства. Этот период называется архаическим, т. е. древним. В это время появляются первые каменные статуи. Возникновение их связано с жизнью городов-полисов. Все свободнорожденные граждане каждого небольшого самостоятельного государства в случае военной опасности должны были встать на его защиту. Чтобы вырасти здоровыми и сильными воинами, греческие юноши, а в некоторых городах и девушки, с детства занимались физической культурой. Спортивные состязания были национальными праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный в Греции тип статуи — стоящий юноша-атлет (курос).
Первые статуи конца VII — начала VI в. до н. э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах, немного напоминая египетские статуи. Но сходство это чисто внешнее. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного человеческого тела, атлетически сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе греческого искусства. И богов своих греки представляли в образе людей, более сильных и величественных, чем простые смертные. Наряду с куросами в эпоху архаики были распространены статуи девушек — кор — в пышных, нарядных одеждах. Лица кор оживлены легкой улыбкой, придающей им особую прелесть.
Человечность характерна и для греческой архитектуры. Греки не старались строить свои храмы грандиозными, подавляющими человека, как это было у египтян. Напротив, они стремились к тому, чтобы их здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным.
Человечность, гуманизм, проявляющиеся во всех областях греческой культуры, делают ее особенно близкой и дорогой нам.
Греческая архитектура, как и скульптура, складывается в эпоху архаики. Греки выработали особую систему — ордер — строго установленное, математически точное соотношение несущих (опор — колонн) и несомых (перекрытий — антаблемента) частей здания. Различаются три основных ордера — дорический, ионический и коринфский (см. ст. «Архитектура» и ил. на с. 34).
Первые греческие храмы были построены в дорическом ордере. Интересные их образцы сохранились в греческой колонии Пестуме, в Италии (храмы Геры и Афины, VI в. до н. э.; другой храм Геры, V в. до н. э.). Эти храмы построены в виде периптера — здания, со всех сторон окруженного колоннадой. Пропорции ранних храмов еще не установились окончательно; число колонн различно у разных храмов, они то тяжелы и приземисты, то слишком вытянуты.
Для греческой архитектуры характерна тесная связь со скульптурой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах — плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма.
Кносский дворец. Интерьер. XVI в. до н. э. Крит.
Сюжеты этих изображений заимствовались из мифов. «...Греческая мифология, — говорил К. Маркс, — составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву». На фризах храмов VI в. до н. э. часто изображались подвиги героев греческих мифов Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры на этих рельефах плоски, часто непропорциональны, движения их угловаты, неестественны. Далеко не сразу овладели греческие скульпторы правильной, живой и правдивой передачей движения.
К концу VI в. до н. э. был достигнут определенный успех в этом отношении. Сражающиеся воины на фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина (ок. 500 до н. э.) представлены в стремительном движении, они нападают или обороняются («Нападающий воин», Музей античной скульптуры, Мюнхен). Правда, свойственные более ранним скульптурам скованность и застылость еще не преодолены в них полностью.
Наряду со скульптурой уже в эпоху архаики высокого развития в Греции достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли, о них мы знаем лишь из рассказов древних писателей. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах.
Искусство украшать росписями поверхность ваз — вазопись — было издавна развито в Греции. В VI в. до н. э. вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными особой краской — черным лаком — на оранжевую поверхность глиняного сосуда. Такие вазы назывались чернофигурными. Важнейшим центром производства этих ваз была Аттика.
Вазописец Бриг. Килик с изображением борьбы богов с гигантами. 490 до н. э. Глина. Музей. Берлин.
Курос из Аттики (архаическая статуя атлета или бога). Начало VI в. до н. э. Мрамор. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
Стреляющий Геракл. Статуя восточного фронтона храма Афины Афрайи на острове Эгина. Ок. 500 до н. э. Музей античной скульптуры. Мюнхен.
На многих вазах сохранились подписи сделавших их мастеров. Крупным мастером вазописи второй половины VI в. до н. э. был Эксекий. Изображенные им фигуры красиво сочетаются с формой вазы. Известна расписанная им чаша для питья — килик, на которой изображен плывущий по морю в лодке бог вина Дионис (Музей античного прикладного искусства, Мюнхен).
На амфоре — вазе для вина — работы младшего современника Эксекия, Андокида, изображен Геракл, похищающий трехглавого пса Цербера — стража подземного царства (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва).
В конце VI в. до н. э. распространился новый прием росписи ваз: фигуры оставлялись светлыми, цвета глины, а фон между ними покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами стали изображаться сцены из повседневной жизни. Так, вазописец Евфроний на большой вазе — кратере — умело и выразительно представил готовящихся к состязаниям атлетов (ок. 500 до н. э., Музей, Берлин).
2i.SU ©® 2015