Высокого расцвета достигло искусство на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии в эпоху бронзы, в III тысячелетии до н. э. Наиболее развитой была северо-восточная часть Малой Азии. Здесь, на пересечении торговых путей, связывавших Малую Азию и Балканы, возник город Троя (ныне это место известно под названием Гиссарлык, что означает «крепость, дворец»), укрепленный мощными каменными стенами. Под их защитой троянцы возвели каменные дома и дворцы, проложили мощеные улицы.
Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: при раскопках Трои было найдено несколько кладов с массивными золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы.
Троя много раз разрушалась землетрясениями и вновь отстраивалась. В XIII в. до н. э. город был захвачен ахейцами, — греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен. Это событие нашло отражение в древнегреческих мифах о войне греков с троянцами, послуживших основой знаменитой поэмы Гомера «Илиада».
В первой половине II тысячелетия до н. э. на первое место выдвигается культура Крита — большого острова в южной части Эгейского моря. Возвышение Крита связано с возрастающей ролью морской торговли.
Жившие на острове торговцы и мореходы были мирным народом — море защищало их от нападений извне. Здесь уже осуществился переход от родового к раннерабовладельческому обществу.
Резиденцией верховного правителя Крита был Кнос, город близ северного побережья острова. Археологи нашли остатки домов и обширного дворца, и теперь еще поражающего своей грандиозностью. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков — световых колодцев, прорезавших все здание сверху донизу. Все помещения группировались вокруг огромного центрального двора, вымощенного каменными плитами. На обширных складах в больших глиняных бочках — пифосах хранились припасы. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено торжественное шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат — общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. Может быть, таким зрелищем были акробатические игры с быком, представленные в другом помещении: ловкие акробаты, юноши и девушки, вскакивают на спину бешено несущегося быка,, кувыркаются на нем (фреска «Игра с быком», XVI в. до н. э., как и другие фрески из Кносского дворца, хранится в музее в Гераклионе). В росписях часто встречаются изображения растений и животных. Особенно любимы были морские животные — рыбы, дельфины, различные моллюски. Это понятно: ведь жизнь критян была тесно связана с морем. В фресках из Кноса нет строго повторяющихся канонов египетских росписей. Они поражают живописностью, естественностью и достоверностью художественного исполнения.
На фрески похожи росписи глиняных ваз, в изготовлении которых критские мастера достигли большого мастерства. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками. Это животное играло большую роль в жизни критян; возможно, в его облике критяне представляли себе божество. Почитали они и богиню-мать. В Кносе найдены статуэтки женщин со змеями — изображения самой богини или ее жриц.
Критские города и дворцы были разрушены в середине II тысячелетия до н. э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и вызванного им землетрясения. Господство в Эгейском бассейне перешло к ахейцам. Воинственные ахейцы жили в городах-крепостях материковой Греции: Микенах, Тиринфе и др. Остатки их укреплений до сих пор поражают своими мощными стенами из огромных камней. Ахейцы многому научились у критян, которых они, видимо, подчинили своей власти.
В богатых погребениях ахейских царей — глубоких шахтовых гробницах или больших каменных склепах — найдены изделия критских ремесленников — бронзовые кинжалы с инкрустированными золотом и серебром изображениями, золотые и серебряные вазы.
Золотые маски, закрывавшие лица умерших и передававшие их внешность, были творениями местных, микенских мастеров. (Вещи, найденные в микенских гробницах, хранятся в Национальном музее в Афинах.)
Дворцы ахейских правителей были устроены иначе, чем критские: вместо обширного двора в центре находилось помещение с очагом — мегарон. Но стены этих дворцов украшены росписями, похожими на критские.
У критян научились микенцы изготовлять металлические вазы и расписывать
глиняные. Недаром культуру II тысячелетия до н. э. в Греции обычно называют
крито-микенской.
2i.SU ©® 2015