2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Искусство Древнего Египта

На западном берегу Нила, недалеко от Каира, возвышаются знаменитые гробницы фараонов — пирамиды, построенные более четырех с половиной тысяч лет назад. Самая большая из них, пирамида Хеопса, достигает 147 м в высоту (III тысячелетие до н. э.). На ее постройку пошло свыше 2300 тыс. каменных плит весом по две с половиной тонны каждая.

Египтяне первыми начали строить каменные здания. До наших дней сохранилось многое из того, что построили древние архитекторы в долине Нила: похожие на башни ворота храмов, стены, колонны, обелиски. Все это сделано из камня и украшено рельефными фигурами фараонов и богов, сценами битв и охоты. Самым большим был храм бога Амона-Ра в Карнаке (XVI — XII вв. до н. э.), недалеко от столицы Древнего Египта — города Фивы. Каждый фараон считал необходимым что-нибудь построить в этом храме — новый колонный зал или молельню, изобразить на стенах свои победы.

Очень интересен и храм царицы Хатшепсут (начало XV в. до н. э.), тоже сооруженный в Фивах, на западном берегу Нила, на отрогах гор, окружавших столицу. Колоннады храма, расположенного на трех поднимающихся друг над другом уступах, гармонировали с вертикальными выступами скал, служивших ему естественным фоном. В храме было много скульптурных изображений царицы. Стены храма были покрыты цветными рельефами, изображавшими то богов, то события, происходившие в период царствования Хатшепсут. Замечательны рельефы, на которых показана далекая страна Пунт, откуда египтяне привозили ценные благовония.

Храм Хатшепсут — прекрасный пример синтеза (сочетания) разных видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, цветных рельефов, а также росписей. Такой синтез родился в Египте и был одной из важных особенностей его древних монументальных памятников.

Искусство Древнего Египта достигло величайших вершин. Скульпторы создавали статуи, мастерски передавая лица разных людей — внимательного писца, сурового фараона, молодой женщины.

Вот статуя писца Каи (III тысячелетие до н. э.). Его лицо с плоским носом и выступающими скулами необычайно выразительно. Сжатые губы и внимательный взгляд зорких глаз придают лицу писца выражение сдержанности, готовности повиноваться и вместе с тем тонкой наблюдательности.

То же умение скульптора добиваться портретного сходства легко можно заметить и при сравнении статуй фараонов, например Аменемхета III (начало II тысячелетия до н. э., Египетский музей, Каир) и Рамсеса II (1250 до н. э., Музей, Турин). У первого — удлиненный овал лица, узкие глаза, слегка длинный нос, будто срезанные худые щеки. У второго, напротив, — крупный орлиный нос, полные щеки, энергичный подбородок.

Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Фивах. Начало XV в. до н. э.

Статуя фараона Рамсеса II. 1250 до н. э. Черный гранит. Музей. Турин.

Статуя писца Каи из Саккары. Середина III тысячелетия до н. э. Раскрашенный известняк. Лувр. Париж.

Охота в зарослях папируса. Фрагмент рельефа из гробницы Ти в Саккаре. Ок. 2500 до н. э.

Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах. Середина II тысячелетия до н. э.

Фараон Аменемхет III в образе сфинкса. Начало II тысячелетия до н. э. Камень. Египетский музей. Каир.

Тутмес. Портреты царицы Нефертити. 1-я четверть XIV в. до н. э. Песчаник (слева); раскрашенный известняк (справа). Музей. Берлин.

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы — в красный, брови — в черный. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это положение головы придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять — перед нами работа несомненно гениального скульптора. Поразительна уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Высота головки всего 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор не закончил работу: он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задумчивой мечтательности — это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже не видно на позднем портрете.

По счастливой случайности мы знаем имя мастера этих изумительных портретов: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Характерно для древнего египетского искусства то, что статуи фараонов и вельмож резко отличаются от статуэток слуг и рабов. Фигуры фараонов всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их прислоняли вплотную к стенам в залах храмов или в молельнях гробниц, им молились, приносили жертвы. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, и поэтому, сидит ли царь или вельможа или же стоит, он всегда показан спокойным, уверенным в себе человеком, здоровым, могучим, иногда излишне полным. Такое впечатление достигалось строгой симметричностью построения фигуры, неподвижностью позы. Головы всегда поставлены прямо, руки у сидящих фигур покоятся на коленях, у стоящих — опущены, иногда в одной из рук — посох.

Фигурки же слуг и рабов полны движения, жизни. Они изображают людей в процессе труда, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы. Иногда, желая отметить непосильную тяжесть труда, скульптор изображает истощенные, с проступающими ребрами фигуры, которые резко отличаются от мощных фигур царей и вельмож.

Прекрасны были и творения древнеегипетских живописцев — настенные росписи. Вот над зелеными зарослями на берегу Нила летят птицы... Дикая кошка сидит на стебле папируса... Тянут сеть рыбаки... Вся жизнь Древнего Египта проходит здесь перед нами: тяжелый труд земледельцев, рабов и ремесленников, пиры знати, работа писцов, походы воинов. Как свежи и ярки краски, как хорошо переданы движения танцовщиц и акробаток, колебания тростника на ветру, бешеный галоп лошадей, мерная поступь быков, легкие прыжки телят!

Раскопки познакомили нас и с изделиями ремесленников — камнерезов, металлистов, ювелиров. Египтяне первыми изобрели стекло.

Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В течение тысячелетий многое менялось в долине Нила — человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. Иногда страну опустошали набеги чужеземцев; иногда сам Египет захватывал соседние страны, откуда шли богатства: рабы, ценные материалы. В стране происходили разные события. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были грозные народные восстания. Все это находило отклик в памятниках искусства. Одни из них выполнены строго по установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. В других памятниках эти правила нарушаются, художники и скульпторы становятся смелее, стараются живее и с большей жизненной правдой изобразить все то, что их окружает, передать движение, естественные разнообразные позы людей, пейзаж.

Искусство Древнего Египта, как и искусство каждой другой страны, отражало в своих произведениях жизнь народа, который его создавал.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru