2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Первобытное искусство

В 1876 г. мировая культура обогатилась: испанец Саутуола обнаружил пещерную живопись первобытных людей. Это открытие не вызвало большого доверия. Все только удивлялись — неужели для обмана и мистификации нельзя было придумать что-нибудь более остроумное, нежели расписывать сотнями многоцветных изображений стены и потолок громадной испанской пещеры Алътамира. Но в 1895 г. француз Ривьер открывает вторую пещеру с рисунками (Ла Мут, Франция), чем заставляет поверить в первую. К началу нового столетия от неверия в живопись первобытных людей почти не осталось и следа: появились первые пещерные музеи.

К 1914 г. в Испании обнаружили уже 20 больших пещер с рисунками на стенах и столько же во Франции. Начали появляться и подделки. Быки шествуют по стенам десятков приледниковых пещер Франции и Испании, а рядом с ними — олени, бизоны, козлы, мамонты... Громадный «зол быков» — в пещере Ласко (Франция). Темные быки будто парят над стадом диких лошадок, а между крупными животными несколько чудесных маленьких желтовато-красных оленей.

Мрачный, полный достоинства козел из пещеры Кастильо (Испания) — весь в движении. Нежная, трогательная лань из Альтамиры. Мамонт из Фон-де-Гом... По этому рисунку ученые восстановили неизвестные детали строения хобота (потом на севере нашли целую сохранившуюся тушу мамонта, и детали подтвердились). Древность всех этих произведений доказана несколькими способами.

В одних пещерах зола, кости, каменные орудия (т. е. то, что мы называем культурным слоем) закрывали полностью или частично настенные рисунки. Возраст культурного слоя этих пещер определяется теперь довольно точно: от 15 до 30 тыс. лет. Значит, сотни поколений древних людей уже могли видеть эти рисунки. Иногда археологи датируют рисунки, определяя время завала, преграждавшего на десятки тысячелетий вход в пещеру.

Не просто открывались пещерные сокровища. Знаменитый французский ученый Кастере, автор книги «30 лет под землей», чтобы попасть в пещеру Монтеспан, богатую изображениями первобытных людей, должен был нырнуть в подземное озеро, так как вход в пещеру находился под водой. Другой прославленный изыскатель — Бегуэн с тремя сыновьями полз десятки метров по необычайно узким тоннелям, прежде чем оказался в громадном подземном дворце, украшенном множеством первобытных рисунков. Дворец получил название — «Пещера трех братьев». Здесь Бегуэн нашел ступку для растирания краски и другие вещи древнего художника.

Еще одно доказательство подлинности пещерной живописи: одни рисунки нарисованы на других. Одни — старше, другие — моложе, может быть, на год, или век, или несколько тысячелетий... При этом наши далекие предки и их потомки стихийно создавали неожиданные, прекрасные, смелые композиции, хотя каждый из них рисовал только какого-то одного ему знакомого зверя. Специалисты полагают, что художники, прежде чем рисовать, возможно, размазывали краску на стене — старые фигурки исчезали, и по краске наносился контур нового рисунка. Спустя тысячелетия краски, служившие фоном для рисунков, полностью или частично сошли — и остались только рисунки, по которым мы можем судить о слоях живописи.

Когда же и как зародилось искусство первобытных людей? В нескольких пещерах, где около 100 тыс. лет назад обитали древние люди — неандертальцы (см. т. 7 ДЭ, ст. «От животного к человеку»), археологи нашли камни с пятнами краски, а также кучки камней, разложенных явно симметрично, по какой-то системе. Очевидно, первые люди, еще не рисовавшие, были неравнодушны к определенным сочетаниям предметов и красок.

Наблюдения этнографов показали, что в искусстве первобытных людей большую роль играли ритм и симметрия. Например, рубила — каменные треугольники, которые когда-то сжимала рука питекантропа и синантропа, имеют довольно правильные симметричные формы. Эта симметрия отнюдь не диктовалась «производственными нуждами». Просто у обезьянолюдей была потребность обточить орудие симметрично. Так техника, наука, искусство объединялись в одном каменном рубиле.

При неандертальцах начинается медленное разделение техники и искусства, пока — примерно 400 веков назад — не происходит великий взрыв: появляется замечательная пещерная живопись, а также резьба по кости.

В течение тысячелетий первобытное искусство менялось, рождало новые «школы», «стили», порой возвращалось к пройденному. Специалисты легко отличают, например, громадные великолепные изображения зверей, относящиеся к палеолиту, т. е. древнекаменному веку (свыше 2 млн. лет назад — ок. 12 — 10 тыс. лет назад), от небольших, переданных в стремительном движении фигурок охотников, созданных мастерами мезолита и неолита, т. е. среднекаменного века (X — VI тысячелетия до н. э.) и новокаменного века (VII — III тысячелетия до н. э.). Порой древнее искусство становилось более условным и отвлеченным, как бы зашифрованным для непосвященных, порой более реалистическим.

Наскальные росписи: бизон из пещеры Альтамира палеолит; Испания) и лошадь из пещеры Ласко (палеолит; Франция).

Пещеры и скалы Земли покрыты десятками тысяч рисунков. Сейчас мы только начинаем знакомиться с первобытным искусством планеты, разрисованной древнейшими художниками. Несколько десятков знаменитых пещер с рисунками во Франции и Испании. Сотни разрисованных скал в Скандинавии, Карелии. Недавно археологи обнаружили скалы с цветными изображениями на Памирском высокогорье, изображения громадных животных оказались в Капповой пещере на Урале. Тысячи рисунков покрывают крутые береговые скалы Лены и Енисея, Ангары и Амура. Немало их и в Африке: в мертвой Сахаре — фрески Тассили, скалы Ахагарра, тысячи пещерных рисунков в Эфиопии. Вся наша Земля представляется нам громадной картинной галереей. Сейчас перед археологами и историками древнего искусства стоят две важные задачи: найти еще не открытые шедевры древнейших мастеров и дать полное научное объяснение тех причин, которые породили это великолепное искусство.
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru