Нас окружают вещи. Они — наши защитники, помощники. И нам сейчас трудно себе представить, как на заре истории жил на Земле человек без вещей.
Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так родился орнамент — на посуде, на одежде... А потом человек подметил, что предметы хороших форм обычно и в деле удобнее и практичнее, и стал делать вещи более красивыми и такой формы, которая бы наилучшим образом соответствовала назначению предмета.
...Перенесемся мысленно в развитое античное общество. Знаменитый греческий мудрец Сократ ходит со своими учениками по улицам Афин, по мастерским ремесленников, по рынку, беседуя с ними и поучая молодежь. Заходят они в мастерскую оружейника Пистия, особенно удачливого ремесленника, и спрашивают его:
— Как получается, что ты продаешь больше панцирей, чем другие мастера, хотя делаешь их не более прочными и не более роскошными?
— Потому что я делаю их более «пропорциональными».
— Но ведь бывают непропорциональные фигуры. Как же ты можешь делать «пропорциональные» панцири для «непропорциональных» фигур?
— А я их подгоняю. Панцирь по мерке и есть панцирь «пропорциональный». Панцирь, сделанный по мерке, меньше давит своей тяжестью, так как его вес равномерно распределяется по всему телу: по плечам, спине, животу, суставам.
И Сократ делает вывод: значит, более удобные вещи и есть более «пропорциональные». Главное в вещи — ее удобство. Продолжая эти рассуждения, мудрец говорит, что критерий прекрасного — полезность. А один из его учеников возражает:
— Тогда и навозная корзина — прекрасный предмет?
— Да, клянусь Зевсом, — отвечает Сократ — и золотой щит — предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй — дурно.
Из этого разговора следует, что уже в древности человек не только на практике, но и в своем сознании как бы утверждал в каждом предмете два начала — пользы (удобства) и красоты.
Категория красоты в вещах тоже двойственна. Во-первых, она проявляется в чисто внешнем украшении вещи: в ее орнаменте, узоре, цвете, фактуре поверхности. А во-вторых, и это часто бывает главным, красота заключена в самой форме вещи, в ее пропорциях, в соразмерности деталей, в изяществе конструкции. Такая красота функциональна, т. е. полезна, потому что вещи, обладающие ею, удобны. Это вещи соразмерные, пропорциональные и хорошей конструкции.
Эстетика, т. е. наука, изучающая прекрасное в искусстве и действительности, признает и еще одну двойственность красоты. Скажем, роза или Парфенон, картина Рафаэля или скульптура Мухиной волновали и продолжают волновать своей красотой людей разных возрастов и наций, разного социального положения, живущих в различных странах. Но молодой человек, появившийся на улице в сюртуке фасона 1812 г., и девушка в платье с кринолином не покажутся нам сегодня красивыми.
Таким образом, получается, что красота, с одной стороны, вечна, а с другой — преходяща. Эта последняя особенность красоты имеет самое прямое отношение к миру вещей, служащих человеку в повседневной жизни. Ибо большей частью мы оцениваем эти вещи не с позиции «вечной» красоты, а с точки зрения требований сегодняшнего дня, соответствия моде, выражения современных художественных вкусов. А вкусы в свою очередь зависят от национальных особенностей и социальных представлений.
По соотношению в предметах качеств красоты и пользы все окружающие нас вещи можно разделить на несколько больших групп. Это, во-первых, вещи, прошедшие дизайнерскую, т. е. художественно-конструкторскую, проработку: радиоприемники, автомобили, станки, утюги, пластмассовая посуда для массового пользования и т. д. Во-вторых, предметы, которые мы относим к прикладному искусству: столовые и чайные сервизы, вазы для цветов и фруктов, мебель и т. д. В-третьих, декоративные предметы: чеканка, фарфоровые статуэтки, декоративные вазы, ковры и т. д. И наконец, изделия народного искусства: резные изделия из кости и дерева, палехские коробки, традиционные народные игрушки. Кроме того, еще существуют полезные вещи, которые пока стоят за гранью красоты: некоторые станки и т. д.
Однако сегодня стоит задача сделать все предметы, окружающие человека, красивыми. Создание таких вещей и есть искусство, искусство предметного мира. В зависимости от соотношения красоты и пользы в произведениях этого искусства мы делим его на четыре основных вида: народное искусство, дизайн, прикладное искусство и декоративное.
Познакомимся с каждым из них в отдельности.
2i.SU ©® 2015